Monday, February 10, 2014

Демоны рыночной экономики — святая вода не поможет

Нет-нет, речь не идет о религии или, тем более, мистике. Демоны, о которых я хочу поговорить, скорее аналог компьютерных демонов — автономных самоподдерживающихся процессов без видимого пользовательского интерфейса (такие еще называют «безголовыми»). В Unix и Linux они называются демоны, в Windows — сервисами, но там они тоже делают что хотят, так что хозяин компьютера о них даже не подозревает. Если вы откроете в Windows менеджер задач и выберете Services, то увидите их список, причем очень большой и включающий в себя процессы с очень невнятными названиями вроде nsi (не путать с NSA!) Так что, Unix в этом смысле почестнее, даже если на полноценных демонов эти процессы и не тянут, то уж на барабашек и домовых — еще как. Только живут не под лавкой, а в ваших компьютерах. Так что, так и будем их называть в Unix-стиле — демонами. Большинство из них делает что-то полезное, но могут быть и паразитарные демоны, например, поддерживающий бекапы ваших личных данных в облако, при том, что вы этими бекапами не пользуетесь. А то и вообще, какой-нибудь вирус. Причем нередко такие демоны самовосстанавливающиеся, вы его убиваете, а он сам вновь запускается.

Вот именно о таких автономных безголовых самопорождающихся процессах-демонах я и хочу поговорить, но только не в компьютерах, а в экономике в условиях рынка.

Напоминалка о природе свободного рынка


Для начала рассмотрим свободный рынок в стиле Айн Ренд — любые два человека могут свободно договориться о чем угодно, и если обоих это устраивает, никто не вправе им помешать. В первую очередь это относится к сделкам купли-продажи, потому и называется теорией свободного рынка. Как любили вещать адвокаты-апологеты-оракули-кликуши свободного рынка: «Снимите ограничения с рынка, и он сам все сбалансирует.»

А мы хлопали ушами и верили. Ведь и правда, такая простая понятная теория. Если где-то нет сковородок или там колбасы, или они очень дорогие, то найдутся те, кто эти сковородки-колбасу купит там, где их много и дешево, и привезет, и будет так возить, пока это будет приносить прибыль, то есть цены по сути не сравняются. Ура! Никаких дефицитов! Есть колбаса! Есть сководки! Все можно купить, рынок работает!!!

Это сейчас некоторые из нас поумнели и понимают, что такой баланс, да, будет достигнут, но во-первых, это не единственный баланс, который нужен (поясню ниже), а во-вторых, нам совсем необязятательно понравится эта самая точка баланса. Например, рынок балансирует предложение и платежеспособный спрос, а у платежеспособного спроса есть свои точки баланса, которые рынок уже сводить не умеет. Скажем, если платежеспособный спрос равен одному, ну скажем, зиллиону тугриков, неважно что такое зиллион и где в обороте тугрики, то одно дело, если он распределен межу сотней миллионов семей примерно поровну, а совсем другое, когда он весь в руках одного человека, и у остальных ни шиша. Что тогда происходит? Один сидит в золотом дворце с наложницами и слугами, а все население сосет лапу. Самые удачливые, сосут что-нибудь у тех, кто в золотом дворце. Знакомая картина? Вот такой баланс, баланс расределения платежеспособного спроса необходимый для здоровой экономики свободный рынок обеспечить не может.

Поскольку как все выглядит с точки зрения свободного рынка? С его точки зрения теперь не нужно сто миллионов литров молока каждый день, не нужно сто миллионов буханок хлеба, не нужно двести миллионов поездок с работы и на работу каждый день, не нужно даже сто миллинов домов. То есть они все, конечно, нужны и очень, но не с точки зрения свободного рынка, поскольку платежеспособного спроса за этим «нужно» не стоит. А свободный рынок, увы, склонен собирать все деньги в руках очень небольшого количества людей, после чего он отправляет в пике и размазывает о землю рынки продуктов, одежды, транспорта, жилья — всего чем пользовались те, у кого не осталось денег. Об этом я уже много писал, так что не буду отвлекаться, посмотрите серию «Как (не) работает свободный рынок» на eldar.com (с видео на YouTube).

Это присказка, не сказка...


Так вот, а теперь плохая новость: все это царство нищеты и сосания — это то, как свободный рынок должен работать. На практике, все куда хуже. Об этом и данная статья.

Итак, основной тезис сторонников свободного рынка в том, что он «сам все расставит, все сбалансирует, и всем, кто не бездельники, будет хорошо», а достигаться это будет тем, что «любые два человека, свободно договорившись о чем-то, могут эту сделку осуществить.»

Увы, как известно из теории графов, поведение всей сети во времени определяется ее топологией не в меньшей, а даже в большей мере, чем поведением связанных узлов. Я сказал нечто заумное? Ну, попросту говоря, модель свободного рынка рассматривает в каждый момент только двух участников сделки, игнорируя всех остальных. Так вот, это не работает даже в теории.

Есть даже пример, когда участники рынка теряют все, действуя исключительно в своих интересах. Не верите?

Представьте себе, что рынок состоит из трех пиратов, потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров со всеми награбленными сокровищами. Для простоты будем считать, что все сокровища — это монетки тех самых тугриков. Теперь допустим, что любые два из трех пиратов могут заключить сделку, в результате которой у каждого из них прибавится по одному тугрику, а у третьего исчезнет три. Результат? Очень скоро все трое останутся без сокровищ.

Конечно, Айн Ренд в таких случаях начинала кричать, что это грабеж, а грабеж должен быть запрещен государством, для чего только его, государство, и можно вообще терпеть. Правда, определить, чем отличается грабеж от сделки у нее внятно не получалось, сразу начинались какие-то разговоры о добровольности, хотя в примере выше кажый раз двое пиратов вступают в сделку совершенно добровольно. В общем, когда тебя — это грабеж, а когда ты — сделка, примерно такая логика. В общем, у третьего пирата вовсе необязательно отбирать, нередко свободная сделка двух лиц имеет влияние на третье. Примеры ниже.

Собственно, вот вам и первый пример. Представим миллион крестьянских хозяйств берущих поросенка и выращивающих их на свободном выпасе, экологически чисто и так далее, а потом сдает их на ветчину, бекон и сало на мясокомбинат, который продает их на рынке независимой республики, ну, назовем ее Осало. Дальше, есть фирма, которая содержит свиноматок, от которых получаюся все эти поросята. Еще одна ферма разводит кабанчиков, которые этих поросят этим свинматкам делают. Ну, и в конце стоит скотобойня и сам мясокомбинат. Каждое крестьянское хозяйство дешево, но вместе они загружают всю цепочку. Мясокомбинат предприятие дорогое, с кучей оборудования. Фирма, содержащая свиноматок тоже крупная. Племенной заводчик кабанчиков — хозяйство мелкое.

Теперь, республика Осало присоединяется к Единому Свинству, у которого есть свои мясокомбинаты, которые хотели бы продавать свою продукцию гражданам Осала. Осальцы, надо сказать, и сами ценят сало ЕС куда выше своего собственного, но цена кусается. Тогда обьединенные мясокомбинаты ЕС покупают производителя кабанчиков и закрывают его. Сделка законная? С точки зрения теории свободного рынка — да. Хозяин хозяйства продал его с прибылью, ему заплатили вдвое. Масокомбинаты ЕС тоже вступили в сделку совершенно добровольно. Могут они закрыть, теперь принадлежащее им предприятие? Конечно, могут! Это ведь их священная частная собственность! Вот только производство сала в Осале развалилось, без кабанчиков нет поросят, без поросят нет свиней, без свиней нет сала. И покупают теперь осальцы сало из ЕС по той цене, по которое еэсовцы им его продают. Ну, когда удается случайно подработать, поскольку ни у крестьян, ни у масокобината, денег теперь вообще нет. Вот вам и пример, где безо всякого грабежа, двое заключают взаимовыгодную сделку, а третий лишается всего.

Конечно, в этом случае Айн Ренд обычно заявляла, что во-первых, осальцы вполне могли бы создать свой собственный новый бизнес с кабанчиками, а во-вторых, ничего страшного не произойдет, просто все сольется в одно большое свинство, и будет еще и более эффективно, а если осальцы не умели вести бизнес эффективно — это их проблемы! Правда, в обоих случаях получается чепуха, поскольку завести новый бизнес в срок достаточно короткий, чтобы не развалились все остальные члены цепочки возможно далеко не всегда, а во-вторых, осальская цепочка вовсе не была неэффективной. В ней просто было слабое дешевое звено, которое и выдернули. А кроме того, после того как все сало пошло от одного продавца, конкурировать с ним стало некому, так что сало теперь стоит сколько тому взбредет в голову. Если кто не узнал брата Васю, это называется монополия. Казалось бы рынок должен и это урегулировать, вот только у осальцев денег теперь совсем нет, а раздавать сало бесплатно еэсовцы не дураки. Рынок ведь балансируем предложение с платежеспособным спросом, а не со всякими халявщиками. И вообще, кому какое дело, что осальцы не вписались в рынок? Да, он все балансирует, в том числе и население. Ну, будет осальцев меньше на земле на сколько-то там миллионов... или как там в той цитате было.

Но это еще не самоподдерживающийся процесс, хотя и дает нам очень хорошую подготовку к тому, о чем мы будем говорить следующим.

Паразитические циклы


А вот теперь, мы, наконец, подходим к самому интересному. Мы разобрали пример, когда каждый действует к своей выгоде и проигрывает. Но это, понятное дело, не самый распространенный сценарий. А самый распространенный, это когда несколько участников экономической системы добровольно и в своих интересах заключают по кругу сделки, в результате разрушая ту самую экономику, в которой они существуют.

Для сравнения, физический аналог такого был бы какой-нибудь фабрикант, который в погоне за прибылью разрушает окружающую среду до того состояния, когда сам умирает от рака, вызванного загрязнением среды от его собственной фабрики. Только вместо березок, речек и лужаек — платежеспособный спрос или национальный долг страны.

Наибоее известный пример такого паразитического цикла — это экономика войны. Началась война, будь-то Вторая Мировая, локальная на Ближнем Востоке, Чеченская или еще какая. Стране нужно оружие. Производители получают заказы, рабочие получают оплачиваемую работу, военные получают оружие. Оружие используется, и приходится заказывать новое. И все повторяется. Теперь, рабочие хотят продолжать иметь работу, и поэтому они голосуют за сенатора, который обещает им работу (за счет продолжения войны). Производитель хочет продолжать получать прибыли, поэтому он дает тому же сенатору деньги на предвыборные кампании. В реальности это чуть сложнее и зависит от страны, но в конечном итоге суть та же самая. Сенатор хочет чтобы его и дальше выбирали, поэтому он голосует за войну, а если надо еще и делает возмущенное лицо по поводу тех, кого будут бомбить. Война продолжается (или заменяется другой), производители получают еще больше денег, рабочие продолжают иметь стабильную работу, сенатора выбирают на следующий срок и так до бесконечности. Точнее, пока бюджета хватит, с учетом возможности залезать в долг. Да и пока бюджета хватает, удовольствие небесплатное — гробы транспортируемые на родину, международная репутация хулигана в песочнице, военная тематика, которая начинает доминировать в политике и умах людей, нехватка денег на реальные и необходимые инфраструктурные проекты в самой стране, вроде починки дорог.

К слову, если вас слишком захватила американская тематика, подумайте о чеченской войне при Ельцине. Да-да, я в курсе, что она была не одна, но на самом деле это продолжалось всю дорогу. И подумайте о производителях оружия, о строительных фирмах, воздвигавших картонные мосты по цене каменных («все равно летом опять разбомбят»), о небезызвестной «жертве тоталитаризма» Березовском, который торговал пленными. Как вы думаете, легко остановить войну, которая НАСТОЛЬКО выгодна?

Чем все это кончается? Пустой казной; огромным национальным долгом; толпой людей, которые умеют только воевать и ничего больше делать не желают, причем не только в этой стране, но и в тех странах или территориях, на которые нападали; правительством, которое отнюдь не жаждет видеть в массовом количестве этих вояк дома; и еще большее количество людей, которые зависят от того, что военные заказы не прекратятся. И выхода из всего этого не видно.

Заметьте, все участники (кроме тех, кого бомбили, которые вне этой экономической системы) поступали исключительно добровольно и исключительно к своей выгоде, но в результате все оказались у разбитого корыта. Ау! Свободный рынок! Панацея от всех проблем социализма! Ты что ж, сволочь, делаешь? Поневоле запляшешь на улицах от новости что Обаму выбрать удалось.

Вообще-то, если не быть закодированным борцом за свободный рынок, то результат очень даже предсказуем. У себя на сайте я повесил цитату, что концепция передачи природных ресурсов в частные (или корпоративные) руки основана на мнении, что индивидуальная жадность каким-то образом приведет к коллективной бережливости. В общем-то из той же оперы.

Я начал с экономики войны, потому что это наиболее известный пример, о котором только ленивые не говорили. Но есть и другие.

Вы слышали об ювенальной юстиции? Ну, соус под которым она подается, сами найдете, а суть у нее та, что государство считает ваших детей своей собственностью, и если сочтет, что вы с ними плохо обращаетесь, может забрать в детдом или отдать в чужую семью. Не знаю, какому мерзавцу эта идея первому в голову пришла, но везде, где есть ювенальная юстиция, ее работники получают «премии за головы». То есть чем больше детей разлучат с их родителями, тем выше зарплата. Нужно обьяснять к чему это приводит? Это как полиции платить за арестованных, и прокурору доплачивать. Или козла премировать за прыжки через забор в огород.

Другой пример, секс-образование в школе, которым страдает Европа, когда детей с 6-ти лет начинают учить онанировать. В Германии родителей недавно даже посадили, за то что дочке позволили на эти уроки не ходить. Здесь в Швейцарии пока с этим успешно борются и не дают это ввести. Что происходит, когда подобные уроки появляются? Появляются учителя этого детского секс-образования, которые за это деньги получают и на это живут. Естественно, именно они оказываются самыми массовыми теоретиками, зачем это нужно, они выступают на телевидении, пишут статьи в газеты, тем самым поддерживая систему, которая их кормит. Тоже, рынок и демократия. И как это остановить, когда теперь на любую попытку высказаться против, тебя материально заинтересованные в этом товарищи с дерьмом смешают?

Следующий пример: мы все знаем что высшее образование критично для успеха в жизни и стабильного дохода во взрослом состоянии. Вот только, дети часто не понимают зачем им нужен университет, а родители не всегда решаются направить дите. Вот и растет количество колледжей-университетов, дающих диплом B.A. или B.S.(Arts) – в популярной культуре известной как bullshit in arts – дерьмо по специальности искусство. И опять нарастают массы людей, заинтересованных в том, чтобы банкет продолжался. Благообразные профессора, обьясняющие какой хороший у них университет, аккредитованый и все такое прочее. Вот только забывают сказать одну маленькую деталь — найти работу после него можно только в МакДональде, гамбургеры на плите поворачивать. И опять же, чем больше таких людей, тем больше давление СМИ о том, как это важно и полезно, поскольку именно такие мысли и генерируют те, кто живет на выдаче таких дипломов. А что там с выпускниками происходит... кого волнуют неудачники?

Другой пример: страховая медицина. Без нее люди соглашаются только на те процедуры, которые могут оплатить. Со страховкой они могут позволить себе больше. Что делает в таком случае рынок? Поднимает цены, пока кто-то опять не будет вынужден отказываться, даже в критических ситуациях. Если у страховки порог слишком высок, то это просто приведет к тому, что цены на страховки будут расти, пока опять же, кто-то не будет в состоянии их покупать. Вы действительно верите, что день в больнице стоит несколько тысяч долларов? Нет, эти цены выросли именно из-за присутствия «халявы» - страховок, которые вынуждны за это платить. И да, страховые компании пытаются с этим бороться, но как ни поверни, все упирается в тот же самый баланс: пока кто-то платит, цены растут.

Иногда процесс замыкается даже не на профессиональные группы или отдельные индустрии, а на группы населения или регионы. Знаменитый цикл с социальными пособиями, из-за которого так давно собачатся республиканцы и демократы — типичный случай паразитического цикла навязанного группой населения и зависимыми от них политиками. Причем не только в Америке, но и в Европе. Бесконечные привиллегии финансовым компаниям — другое яблоко раздора тех же партий — из той же оперы. Западная Украина живет на соцпособия из Киева, и громче всех обвиняет Донбасс в том же самом. Кто бы из них ни был прав — пример того же паразитического цикла в экономике налицо.

Конечно, можно сказать что большинтво примеров включает в себя государство. Но в том-то и беда, что государство, как ни хотелось бы анархистам (это я не ругаюсь, а точный термин использую), исключить нельзя. Та же Айн Ренд признавала, что государство нужно, чтобы ислючить насилие. А как только вы создали такой механизм, что дальше? Ну, вот, началась война, как вы исключите создание экономики войны? Или даже при полностью частной коммерческой медицине, люди не смогут платить, умирать не захотят, и будут вынуждены (вполне добровольно) покупать страховки, которые страховые компании тоже вполне добровольно будут продавать. Ну, и как этот круг разорвать?

Напоследок, надо сказать, что я вовсе не против рынка как такового. Надо просто понимать, что рынок — это средство, теория, инструмент, которым можно воздействовать на общество. Нередко эффективный инструмент, но не надо ограничивать себя одним-единственным инструментом. Как бы виртуозно вы ни владели топором, шурупы все-таки лучше завинчивать отверткой, да и часы лучше ремонтировать другими инструментами.

Кросс-пост с главного блога

Tuesday, January 21, 2014

ИМХО - Три Проблемы Украины

Фейсбук чего-то дохнет при попытке опубликовать данный комментарий в одной из дискуссий. Ну, да, может и к лучшему. Напишу здесь, а там только ссылку дам. Итак...

Ну, если пошли более серьезные разговоры, то все-таки выскажусь (хотя может и зря, опять бить будут...) У Украины ИМХО три реальных проблемы.

Первая - это то, что на самом деле она часть России. Не государства, по крайней мере сейчас, а имено России, и потому она несет и ее проклятие - газ и нефть. Если быть точнее, это часть России называется газовая труба, к которой присосалась Германия и остальная Европа. А там где есть такая невероятная халява происходит то же самое, что в перестройку устроил Рыжков (http://samlib.ru/e/esher_e/ktospermoisssr.shtml, глава 3) При наличии псевдобизнеса дающего такую норму прибыли, весь остальной бизнес умирает, а социальная надстройка, в т.ч. государство переориентируется на обслуживание этого псевдобизнеса. Кстати, отсюда и коррупция и преступники в погонах, силовые структуры в этих условиях полностью переориентированы на защиту тех, кто сосет из этой трубы, а вовсе не народа. И пока труба присутствует, сделать с этим что-то очень тяжело.

Вторая - это то, что будучи частью России, Украина еще и независима. В результате хотя вся внутренняя экономическая жизнь завернута на российскую трубу, контролировать она ее не может, но и хозяева трубы контролировать ее не очень могут, разве что перекрыть. В результате появляется примерно тот же эффект, что в России между 91-м и 93-м, когда регионы с одной стороны жирели и плодили сепаратистские настроения (вовсе не ради своего народа, а ради интересов тех, кому не хотелось делиться), но одновременно пытались уворовать настолько много, насколько получится, "пока не началось". Элита раскормленная на трубе не контролирует свое destiny, а потому вынуждена воровать безоглядо и без малейшей хозяйской рачительности. Для нее завтра не существует.

Кстати, не надо все перечисленное выше валить на Януковича, Ющенко с Тимошенко занимались тем же самым. В Украине просто не может быть другой власти. Единственное идеологическое различие любой власти и любой оппозиции в Украине - это чья очередь воровать. Кстати, поэтому и деморатия там не очень приживается, хоть и пытаетесь (в отличие от России, где на это дело уже махнули рукой). Всенародные выборы главного вора страны - это не демократия.

Ну, и наконец, последняя, третья проблема Украины - это отсутствие консолидированной национальной элиты. Было такое исследование, чем успешные юго-восточные азиатские страны отличаются от полностью невменяемых африканских. И ответ был тот, что азиатские страны имеют естественные границы, поэтому их элиты консолидированы, едины, а африканские после ухода колонизаторов были нарезаны по линейке, обьединяя вместе куски совершенно разнородных союзов племен. Поэтому даже с коррупцией азиатские страны оказались успешными (а многие, вроде Сингапура, и с коррупцией в конце концов справились, хотя и очень азиатскими методами), а африканские остались тем, что мы все хорошо знаем ("особенно запомнились пятая, двенадцатая и тридцать четвертая революции, сопровождавшиеся фейерверками и народными гуляниями"). Украина, как и эти страны, состоит из очень разнородных кусков - русофобной сельскохозяйственной Галичины, воровского бюрократического Киева, индустриального востока и юга, да еще и Крым в придачу, где до сих пору мову выучить не могут, да и не хотят. В этих условиях элиты каждого из этих трех (Крым вполне может поладить с югом и востоком) регионов будут биться за контроль над ресурсом пока либо страна не развалится по этим естественным границам, либо пока одной из трех элит не удастся уничтожить две других (а потом террором добиваться, чтобы они не возродились, по крайней мере в Африке в тех же условиях дело обстоит именно так).

К слову, все три элиты в этой борьбе ищут органических покровителей, тех кто уже позиционирован поддерживать их. Но поиск покровительства в России у востока и юга вынуждено сдержан, народ может и рад бы обратно в Россию, а вот элите это совсем не нужно, ей нужна труба под своим контролем. Галичина любит Германию куда более беззаветно, поскольку во-первых, между ними есть польский и чехословацкий буфер, а во-вторых, немцы из трубы воровать не собираются и конкуренции не составят, и в-третьих, Германия - не Россия, и место в колониальной администрации как-нибудь найдется. Ну, а Киев пытается балансировать между этими двумя, чтобы усидеть на трубе. Что у него пока худо-бедно получается. Сама Украина и люди живущие в ней всем трем элитам до задницы.

Кстати, а то что родственники из Украины говорят, что жизнь все хуже, обьясняется исключительно первой проблемой, для этого вторые две - это уже просто cherry on top.

"Извините, пожалуйста," - сказал слоненок...

Sunday, January 19, 2014

Как выбирать жену? - 10 непрошенных советов

Дети подросли и хочется их обременить оплаченной годами жизни мудростью, которая им на фиг не нужна... Ну, может кто другой прочитает. И да, конечно, я понимаю, что некоторые читательницы при виде моих советов вскипят и скажут что-нибудь вроде «я бы ему сказала, как выбирать мужа!» Пожалуйста, так и сделайте. У меня ведь и дочка есть, а в выборе мужа, как вы должны догадываться, у меня ну совершенно никакого опыта нет и быть не может, поэтому вынужден пропустить столь актуальную тему.

Итак, как же выбирать жену?

  1. Прислушайтесь к маме, она и правда знает. Не смущайтесь, если на ваш взгляд она была плохой женой вашему отцу — в этом случае она знает на своем собственном опыте.
  2. Если решитесь, доверьте сей выбор маме и бабушкам-тетям, если они у вас есть. Именно так нашли спутниц жизни подавляющее большинство ваших предков на протяжении последних от двух до семи тысяч лет. Вы появились на свет потому, что все эти выборы были удачными. И только последние лет сто этот выбор падал на двух молодых идиотов, понятия не имеющих что их ждет и что делать друг с другом, причем на основании романтической любви, понятия придуманого только в 12 веке («Тристан и Изольда», 1140), а в девятнадцатом вырвавшемся на свободу. Нет, я не утверждаю, что любви нет, совсем наоборот, просто она имеет мало отношения к французским романам и нередко приходит позже, а молодежь часто путает ее с влюбленностью — своего рода анестезией, которая двоим притирку друг к другу облегчает.
  3. Ни в коем случае не доверяйте этот выбор отцу, братьям, дядям и прочим родственникам мужского пола. Если возникнет такая идея — просто поглядите, на ком они сами женаты. Если кто из них холостяк — тоже очень показательно.
  4. Секс — это прекрасно! Но подумайте заранее, что вы с ней собираетесь делать все остальное время. Вам предстоит очень длинная жизнь вместе. По крайней мере таков план. Двадцать четыре часа в сутки минус время для секса, сна и работы вам нужно будет заполнить чем-то, что не будет вызывать взаимных ненависти, презрения или равнодушия.
  5. Стерва — это не страшно. Наоборот, это замечательно, если она на вашей стороне, ну, и ваших детей тоже. А если она не на вашей стороне, то любая женщина в качестве жены будет стервой. Так что и искать бесполезно.
  6. Важно не то, нравятся ли какие черты ее характера вам, важно — понравятся ли они вам в ваших детях. Они ведь у нее тоже будут учиться. Кстати, своих черт характера тоже касается.
  7. Ум — это хорошо, но здоровье важнее. Тем более, что умная женщина вряд ли выдаст свой ум, ей практичнее заставить вас считать себя умнее ее. Так вами проще управлять. А вот ее здоровье — это здоровье ваших детей, и решившись уже не переиграешь.
  8. Какая женщина вам нужна? Декоративное домашнее животное? Наседка с выводком? Муза-вдохновительница со скалкой? «Свой парень»? Прокурор с Шерлок Холмсом в одном лице? Сержант в юбке? Боевой корабль сопровождения? Партнер по развлечениям (вас ждет сюрприз после появления детей)? Многие женщины постараются соответствовать вашим ожиданиям, но если им для этого придется насиловать себя, ничем хорошим это не кончится.
  9. В любом случае, не ищите замену своей матери, которая будет целовать вас в попу, прежде чем ее подмыть. Этого удовольствия ей хватит с вашими детьми. Примечание: подмывать свою попу крайне рекомендуется освоить до свадьбы.
  10. Выбирать надо ДО того, как она забеременеет. Нет, правда! После вы уже выбрали.

Ну, что, выбрали? А теперь вопрос на засыпку — она-то вас выберет?

Friday, January 10, 2014

Сказки племени Бум-Бум -- Колесо или Языковой Дрейф

Те, кто меня постоянно читают, должны знать, что давным-давно, аж в 1988-м году я написал серию «Сказки племени Бум-Бум» Да, чего далеко ходить, вон они выложены: http://eldar.com/node/30 И вот сегодня, 25 лет позднее, я решил вернуться к старым персонажами, чтобы рассказать о таком явлении как семантический дрейф и как его используют для того, чтобы метрополии оставались метрополиями, а колонии - колониями. Итак...

* * *

Как вы помните, в племени Бум-Бум было два журналиста. Точнее это теперь мы их называем журналистами, а тогда их называли Стук-Стук и Скрип-Скрип, что отражало в современных терминах проправительственную (вождя Бумбо) и оппозиционную (женщину Хм-Хм, сомневающуюся в новостях Стук-Стука) прессу. А заодно и сам печатный процесс - Стук-Стук выбивал картинки в камне, а Скрип-Скрип в том же камне выцарапывал.

Если вы помните, то после того как Бумбо выгнал Буль-Буля, и тот осел в племени Бим-Бим, у тех появилось много изобретений, а в племени Бум-Бум не появилось. Надо признать, что другое заимствование из племени Бим-Бим - свобода слова в лице дающих бананы Стук-Стуку и Скрип-Скрипу тоталитарного вождя Бумбо и оппозиционной женщины Хм-Хм, все-таки давала свои плоды не только журналистам и в буквальном смысле этого слова, но и фигурально, вообще всему племени, и бум-бумы узнавали, как хорошо живет соседнее племя бим-бимов.

Скажем, нарисует Скрип-Скрип, которому бананы давала женщина Хм-Хм, Бумбо с рожками, размахивающего кулакам, а в стороне женщину Хм-Хм с бананом, которую любит вождь соседнего племени Бимбо. И все понимают: «Вождь Бимбо любит народ и дает бананы, а Бумбо только руки распускает... и если бы руки, а то кулаки, козел!» Ну, да, любит. «Тристана и Изольду» еще не написали, о французских романах еще не слышали, даже поцелуи еще не изобрели - они только с великим переселением народов появились, так что приходилось называть, точнее рисовать вещи своими именами, как они и были на самом деле.

Нужно ли обьяснять, что такие новости в картинках пользовались огромным успехом в племени Бум-Бум, а женщина Хм-Хм заодно еще и приобрела немалую популярность и стала получать много бананов за свою... хм... оппозицонную деятельность от мужской половины племени.

Конечно, времена были дикими, Кама Сутру еще не написали, так что каждый день смотреть на женщину Хм-Хм нарисованную вновь все в той же позиции... В общем, новость потихоньку начала приедаться. Чем и решил воспользоваться Бумбо. Понятно что ему это все очень не понравилось, и решил он догнать и перегнать племя Бим-Бим, чтоб показать всем, что он тоже любит народ и дает бананы. Он даже уже выбрал, кого любить, но поскольку любая женщина в исполнении что Скрип-Скрипа, что Стук-Стука, выглядела одинаково, то нужно было хоть что-то новенькое добавить в картинку. Вот найти это новенькое Бумбо и поручил своему единственному специалисту по информации - Стук-Стуку.

А надо сказать, Стук-Стук и Скрип-Скрип частенько встречались со своими коллегами из племени Бим-Бим У-у-у-у и Хау-Хау за скорлупкой-другой-третьей перебродившего кокосового молока. И после третьей кокосовой скорлупки, ясное дело, начинались разборки кто лучше и кто лучше живет, в которых все трое убеждали Стук-Стука как хорошо живется бим-бимам, и как плохо бум-бумам.

- Вот смотри, - как-то сказал У-у-у-у, - У нас есть колесо!

- Что есть? - спросил Стук-Стук.

- Колесо! Такая круглая штука, на которой можно легко привезти из леса много-много вкусных бананов, значительно больше чем можно принести в руках.

- А как это?

- Пошли, покажу!

- Да, это вещь! - согласился Стук-Стук, увидев как на тележке с колесом везут бананы, - Нам надо такое же сделать!

И поскольку об интеллектуальной собственности, патентах и копирайтах тогда еще никто не слыхал, то ему никто ничего и не возразил.

Вернулся Стук-Стук к себе в племя и выбил в камне новость - большой круг, а над ним много-много бананов. Так родился первый научно-технический журнал. У племени Бим-Бим такого журнала не было, поскольку у них уже было колесо, так что и рассказывать было не о чем. Именно с тех пор все тоталитарные режимы так любят научно-технические журналы, это в демократиях на них подписка падает, поскольку у них вместо картинок настоящие колеса есть. Нет, не те «колеса», хотя те тоже есть. В любом случае, бум-бумы восторженно смотрели на картинку с бананами и спрашивали Стук-Стука, указывая на большой круг под ними:

- А это что?

- А это, - отвечал Стук-Стук, - гениальное изобретение, которое позволяет перевозить много-много бананов. Называется колесо!

- Да-а-а, - согласились бум-бумы, - Колесо - это вещь. Нам нужно колесо! И Бумбо молодец, поручил Стук-Стуку разведать про колесо, теперь у нас будет много-много бананов.

На этот раз новости не понравились уже Скрип-Скрипу, которого перестали читать. И он нарисовал себя с кругом, вместо груди.

- Это что? - спросили его соплеменники, вручая журналисту гонорар в виде банана.

- Это - колесо! - гордо сказал Скрип-Скрип, выставив свою тощую грудь колесом, - А колесо - это я, оппозиционная пресса! Благодаря колесу - оппозиционной прессе в племени Бим-Бим и есть много бананов!

- А-а-а, - сказали бум-бумы, - Так оказывается колесо - это Скрип-Скрип. Так от него бананов не дождешься. Фигня это ваше колесо. И Бумбо - дурак, поручил Стук-Стуку такую чушь писать. Это ж где видано, чтобы от колеса, нашего Скрип-Скрипа, хоть кто хоть один банан получил бы? Врут это все, не нужно нам колесо. Точнее, у нас уже есть колесо, вон, очередной новостью на камне скрипит и наш банан жрет.

Так и повелось. Как приходит кто в племя Бум-Бум и говорит:

- Парни, вам нужно колесо!

- Не-е, - отвечают бум-бумы, - Не нужно нам колеса. У нас уже есть колесо. Вон, банан жрет и опять жещину Хм-Хм рисует. Не колесо, а сплошная порнография.

Так и остались бум-бумы без колеса. Потому что Скрип-Скрип украл у них слово «колесо». А ведь без слова не построить и то, что оно обозначает.

* * *

Вы можете спросить: «Это о чем?» Конфуций как-то сказал, что надо давать вещам правильные имена. Что такое «правлиьное имя»? Есть такое явление в лингвистике - языковой дрейф, в данном случае семантический дрейф. Одним из наиболее известных примеров является слово «гей» в английском языке. Когда-то оно означало всего лишь «веселый, жизнерадостный, неунывающий». А потом его стали использовать в современном смысле этого слова. И как-то так получилось, что в первоначальном его перестали использовать. Ведь очень уж неудобно назвать человека «геем», если потом может долго придется обьянять, что имелся в виду лишь его жизнерадостный характер. Проще назвать словом, которое не имеет подобного другого значения.

Это и есть один из случаев семантического дрейфа в языке, когда новое, оскорбительное значение вытесняет старое традиционное. Вот только для жизнерадостности-то нашлись другие синонимы, а что если термин научный, технический или социальный? Что если он нужен для способности говорить на серьезном уровне на какие-то темы, и не просто говорить, а искать решения, выходы из сложных ситуаций и проблем, а синонима у него нет? Что если он обозначает колесо, которое вам необходимо, и другого слова у вас нет?

А теперь подумайте сами, какие значения приобрели в России слова и выражения «креативный класс», «работники знания», «мем», «оппозиция», «демократия», «либерализм», «право», «закон»? А каким смыслом пытаются наполнить слова «образованый класс», «брак», «патриот», «Родина»? А ведь все эти слова означали совсем другие вещи, когда были придуманы. И придуманы они были для дела. Ими обсуждают, что происходит в обществе, почему, как это изменить, а главное - что делать и как сделать жизнь лучше. Эти слова - инструменты, эффективные, нужные, необходимые, но только тогда, когда они обозначают то, для чего они придуманы. И на некоторых других языках их используют по правильному значению. По краней мере те, кто решают. А у народа России многие из этих слов украли, и мы теперь не можем этого обсуждать на родном языке. Потому что долгое время в бывшем СССР законом мод был Скрип-Скрип, а оппозицией - женщина Хм-Хм.

Monday, January 6, 2014

Почему я люблю Америку?

Нет, не за колбасу. И не за отсутствие Путина. Хотя колбасы и правда много, а Путина и правда, не наблюдается. Вообще-то много за что я люблю Америку, но поскольку экс-советские читатели обычно концентрируются у себя дома на политике, то перечислю только политические причины. Итак, я люблю Америку за то, что:

  1. Ни одна сволочь не смеет сказать, что страна — это результат бессмысленной экспансии и что лучше было бы, если бы она была поменьше.
  2. А если скажет, то есть закон, по которому эту сволочь можно отправить за решетку. Правильный закон.
  3. Придурков и у нас хватает (посмотрите на споры по любой горячей теме от браков геев до абортов или личного оружия, и найдете достаточно примеров, какой бы позиции сами ни придерживались), но ни одному придурку не приходит в голову обозвать нашу страну «Америкашкей».
  4. И власть, и оппозиция хотят своей стране добра и любят ее, пусть даже и каждый по-своему.
  5. Предложения расчленения страны, продажа национальных интересов, и снижение населения на пару-тройку десятков миллионов человек в понятие добра для страны и любви к ней не входят.
  6. Те, кто любят свою страну и восхищаются ею, не считаются пацриётами, быдлом и холуями, а воспринимаются как нормальные люди. Кем они и являются. И их подавляющее большинство.
  7. А ненавидящие свою страну не считаются элитой, интеллигенцией, или сливками общества, стоящими над быдлом, а вполне правомерно подонками и предателями, кем они и являются.
  8. И вообще, даже богатые люди четко понимают, что драпать им некуда, им в этой стране жить и растить детей и внуков.
  9. Да, власть и оппозиция тоже расходятся в вопросе, чья очередь воровать, однако и тех, и других действительно поддерживает народ страны, а не какие-то заокеанские европейцы. Тем более материально.
  10. Если человек размахивает флагом страны, то вряд ли он рвется в Европу, и уж точно не хочет за собой тащить в эту самую «...опу», всю страну.
  11. Если маленькая девочка со слезами на глазах хочет в Диснейленд, то родителям следует заработать на такую поездку, если они согласны с девочкой. В конце концов, не так это дорого — слетать во Флориду. А если девочке-подростку нужно в Париж — рекомендация та же самая. И Обама тут ни при чем.
  12. Мы — Америка. Мы не Европа, не Азия, не Латинская Америка, не Африка и не Антарктида. И даже не Канада. И это хорошо. Кто так не считает волен валить в свою Европу, Азию, Латинскую Америку, Африку и Антарктиду соответственно.
  13. И вообще, Франция в лучшем случае вызывает улыбку, Германия — это где был Гитлер, Британия — бывшая метрополия, которой отцы-основатели надавали по разным частям тела и выставили из страны. И даже в Биг Мак они кладут майонез! А вы «Европа! Европа!»
  14. Хотя консьюмеры правильные, респект! Да и БМВ с Мерседесами — машины хоть и дорогие, но неплохие. Особенно собранные в Детройте. И Гарри Поттер тоже ничего. Который в пяти фильмах.
  15. Да, выборами бывает манипулируют. Но это делают в конституционном суде, а не толпой с арматурой, захватывающей здание Конгресса. И вообще, те кто захватывают правительственные здания у нас как-то давно закончились. И это правильно.
  16. А еще у нас мэров городов выбирают не для того, чтобы бороться с нашим же президентом или коррупцией во всей стране, а чтобы жизнь в конкретном городе налаживать.
  17. А сепаратисты, террористы и предатели так и называются: сепаратистами, террористами и предателями. Правда они у нас тоже в основном давно закончились. И это хорошо.
  18. А еще у нас не принято поносить чужую веру, как какие-то недостаточно натурализовавшиеся иммигранты делают. Даже атеизм. Поскольку свобода совести.
  19. И можно петь и танцевать на амвоне во время службы, но только с одобрения священника и прихожан. Поскольку частная собственность.
  20. И если кто-то не хочет сдавать вам зал для политического мероприятия, а тем более давать забесплатно, то это не цензура, это рынок.
  21. И вообще, народ в целом в курсе, что за все надо платить, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Не шучу. Так что, если на митинге раздаете печеньки, не торопитесь обьявлять оппонентов темной стороной. За печеньку не поверят.
  22. Нелюбовь к Президенту еще не повод нарушать закон. Кто ж его любит? Да и не девка он на выданье, чтобы его любили. А закон — это закон.
  23. Митинговать можно по любому поводу, который нравится. Хоть в поддержку Медведей Гамми. Только получите все положенные разрешения от хозяев места, где собираетесь митинговать. Город может возражать против блокирования проезда или помех бизнесу. Священник может не хотеть, чтобы в его церкви митинговали, когда нужно проводить службу. Служба парков может возражать против распилки парковых деревьев на дрова. Могут и имеют право. Так что если не хотите продолжить митинг в поддержку Медведей Гамми в тюрьме... а именно этим подобные действия и кончатся. И это тоже правильно.
  24. Да, у нас тоже есть либералы и геи, но пока что это необязательно.

Кросс-пост с личного сайта.

Friday, July 13, 2012

Тридцать лет спустя

Тридцать лет спустя
(для тех, кто помнит "Раскинулось поле по модулю пять...")

Раскинулась сетка внутри Интернет,
Вдали data centers стояли,
Товарищ не смог обеспечить uptime,
Ему очень строго сказали.

К on call относиться на шару нельзя,
Тобой CEO недоволен,
Изволь-ка на пейджер в ночи отвечать,
Иль будешь ты с фирмы уволен.

Ты вахты до срока не смеешь бросать,
Front end должен быть всем доступен,
Тебе на звонки мудаков отвечать,
Как ни был бы рок сей докучен.

Дежурство закончил, сознанья уж нет,
В глазах у него помутилось,
Elastic computing засек downtime,
Ресурсы на ноль опустились.

Наутро стал траффик в сети нарастать,
Друзья с ним проститься решили,
Молитвенный скрипт за его упокой
На сайт РПЦ напустили.

Планшетник следить в data centers за jobs,
В холодные руки вложили,
И дали ему назначенье on call,
И пейджер в могилу спустили...

Sunday, March 11, 2012

Кому на Руси жить хорошо или Почему россияне не любят Москву

Вас когда-нибудь удивляла поразительная пропасть между народом и властью в России, причем не только сейчас, а всегда, и в СССР, и в Российской Империи... Можно, конечно, обьяснять это азиатчиной, хамством, бескультурьем, но на самом деле у этого есть очень серьезная естественнонаучная причина.

Собственно, я уже писал об этом, только не затрагивал тему контраста Москвы и провинций. Вот здесь писал: "Государство и эволюция"

Кратко, суть такова. Человек – существо социальное. Поэтому у него есть отдельно инстинкт индивидуального выживания и инстинкт группового выживания. Индивидуальное выживание – это понятно, а групповое – это когда одиночное эгоистичное выживание слишком маловероятно, поэтому надо сбиться в кучу и более того, индивиид может даже жертвовать очень многим, даже жизнью, ради блага этой кучи, стаи, племени и т.п. Короче, "жила бы страна родная, и нету других забот." Вот такие вот два инстинкта, которые тянут в разные стороны. Причем баланс между ними определяется условиями среды. Если тепло и жратвы много, то доминирует инстинкт индивидуального выживания, если наоборот, все так плохо, что каждому никак не выжить, включается инстинкт группового выживания.

А что это значит для России? Неизбежные колебания. Россия – очень холодная и жесткая страна, в ней в одиночку не выжить. Поэтому в естественных условиях у ее жителей зашкаливает инстинкт группового выживания, даже ценой личного. В результате, они создают государство, которое является средством выживания в данной среде. Вот только государство, которое мы создаем, да, оно и такое-сякое, и недемократичное, и коррумпированное, и вообще не по правилам, установленным для государств в более теплых климатических условиях, но – тем не менее – оно создает нам условия, в которых нам очень хорошо, причем не в либеральном, а в эволюционном смысле этого слова – мы начинаем плодиться и размножаться, завет сделанный нам одновременно в Ветхом Завете и госпожой эволюцией. Вот только, как только условия становятся хорошими, баланс смещается в сторону индивидуального выживания, и это самое государство начинают с упоением разворовывать. После чего государство хиреет, оказывается неспособно выполнять свои функции, жизнь становится резкой хреновее, и баланс опять возвращается к инстинкту группового выживания и строительству империи. И так опять и опять.

Это – краткое изложение упомянутой статьи, а теперь можно поговорить о том, что в ней не упомянуто. А не упомянут там очень важный момент – блага от государства распространяются неравномерно. А попросту говоря, все что можно стягивает в себя Москва. Можно на это ругаться, а можно посмотреть логически и с точки зрения вышеописанной теории. Что это означает? А означает это то, что баланс между инстинктом группового выживания и инстинктом индивидуального выживания в Москве и провинции будет в разных местах. То есть, провинция, которая живет плохо, поскольку у нее слишком много отбирают, еще будет "думать о Родине, а потом о себе", строить империю, а Москва, которой уже и так хорошо, по ходу дела начнет разворовывать ее.

Звучит знакомо?

Ну, теперь вы знаете почему это происходит.

Оригинал здесь