Tuesday, July 28, 2009

WYMIWYG – хотели? Получите! Ничего не знаю, оплачено!

Все в курсе, что такое WYSIWYG? Наверняка все. А я вот хочу поговорить про WYMIWYG – What You Measure Is What You Get, и почему в большинстве случаев метрики – это совсем не то, что вы хотите в менджменте программными проектами.

Ну, да, кросс-пост с персонального как обычно...

Метрики при разработке софта

Нет, правда, а как иначе? Инженеры мы или не не инженеры? Усё должно меряться. И вот приходит новый менеджер в команду и начинает писать спаслания: «Чего-то я сегодня не заметил, чтобы каждый девелопер, пришедший на работу, исправил бы баг. Нам надо исправлять по крайней мере по два бага на девелопера в день!» Метрика? Еще какая метрика. Осмысленная? Ну, если у вас 300 багов, 10 девелоперов, и две недели, то куда деться? И правда надо чинить по два бага в день. Однако... отгадайте, к чему такая метрика приведет?

Во-первых, люди – не дураки. Им зарплата нужна, а выпендриваться большинству (кроме законченных идиотов вроде меня) – лень. Так что, «командир сказал хорек, и никаких сусликов!» Сказано баги чинить, будем баги чинить. План по валу, вал по плану.

Теперь, о том, что метрика не мерит. Первым результатом в любой команде будет всплеск регрессий. Это когда каждый починенный баг вносит 1-2 новых. Это то, что вы хотели? Вряд ли, правда?

Впрочем, социалистического менеджера такие мелочи не остановят. Он и регрессии может померять. И после того, как он начал мерить все индикаторы, до которых он мог додуматься и увидеть, а люди научатся их имитировать, отгадайте, что происходит следующим?

Ага. Начинают страдать метрики, которые ему и в голову не могли придти. А менеджеру, который пишет такие письма, ясен пень, очень много чего в голову не приходит. Например, количество проблем, которые не видны при разработке, но всплывут как только продукт будет выпущен. Или качество отрываемых багов. Или процент принятия новых фичей, которые совершенно необходимы для успеха продукта, поскольку девы уже в курсе, что их меряют по багам, а не по фичам.

А еще, как думаете, тестеров, что, не меряют? Еще как меряют, и отгадайте как? По количеству открываемых багов. И вот тест начинает открывать тонны багов «Передвинуть кнопку на 2 миллиметра», а девы так же счастливо эти микробаги чинят, метрики и у тех, и у других взлетают под небеса, и вся продуктовая команда превращается в вариант счастливой семьи. И когда продукт выпускают, пользователь тоже начинает себя чувствовать в некотором роде в семье... и требовать развода.

Исторические корни метрик

Сейчас я скажу одну «мыслю», с которой многие не согласятся. Но я ее все-таки скажу. Исторические корни метрик – в социалистическом обществе. Помните, Владимира Ильича? «Социализм – это учет и контроль!» И правда. В социалистическом (индустриальном) общесте метрики работали отлично. Скажем, есть рабочий на заводе, заворачивает винты в правые передние дверцы машин на конвейере. Темп у него задан, так что завинтить он должен одно и то же количество винтов в смену. Зато количество винтов, которые не прошли контроль качества – это отличная метрика, чтобы мерить его производительность. Чем меньше винтов плохо закручено – тем лучше рабоник. Все просто, правда?

Конечно, и тут не все просто, поскольку контроль качества тоже надо мерять, и если их мерять по количеству найденных плохо закрученных винтов, представляете, что за террариум получится? Но тут дирекция сама виновата – надо знать что мерить. Контроль качества должен отвечать за количество гарантийных ремонтов, а не за найденные плохие винты, тогда все будет работать. Социализм, однако, по какую бы сторону океана вы ни находились.

Вы уже заметили проблему? После социализма, в экономике знаний, найти один параметр для измерений практически невозможно. А что самое главное, менеджер обычно не знает, что делают подчиненные. Совершенно не имеет значения, что он сам был девом всю свою жизнь и вот-вот выбился в маленькие начальники. Индустрия развивается умопомрачительно быстро и кластеризована донельзя. Сделайте два шага в сторону – и вы уже не в курсе что действительно важно, а что – ерунда. Дев хоть учиться может, а менеджеру на это времени нет – надо по митингам бегать и щеки надувать, чтоб не сьели.

Это – принцип экономики знаний: менеджер не знает, как действительно его подчиненные достигают результата. Именно это и делает экономику знаний экономикой знаний. Если бы это было не так, ваша фирма была бы обычной социалистической (индустриальной) фабрикой. А теперь сами подумайте, если менеджер реально не знает, как его подчиненные добиваются успеха, как он может мерять это?

Баги? Строки кода? См. выше.

Многие начинающие менджеры (несколько лет в менеджменте) высокомерно посмотрят на это и скажут, «Ну, я-то знаю, как они это делают!» Позвольте не согласиться. Вполне возможно, что вы можете сказать, кто из ваших людей вносит больший вклад в дело, а кто – меньший. Это вы должны быть способны, если вы – толковый менеджер. Так что в этом я с вами согласен. А вот в вашу способность найти магически вычисляемую цифру, по которой вы можете мерить людей – не верю!

Подумайте, Билл Гейтс и Стив Джобс ни использовали формальные метрики при управлении командами, когда они еще занимались этим. Что вам дает основания думать, что вы умнее их?

А чего это я все говорю?

Если вы следите за моими статьями, то вы уже в курсе, что я не из тех, кто плачется публике в передник. У меня обычно какая-то интересная мысль зудит по одной из моих любимых тем – эволюционный марксизм или корпоративные паразиты. Так что, чего это я на эту тему расписался?

Ну, эволюционный марксизм вы и сами увидели – то, что метрики – это тяжелое наследие уходящего социалистического общественного строя. Однако самое интересное не это, а то что... отгадайте, кто любит метрики в экономике знаний? Ага. Они, родимые. Корпоративные паразиты.

Сами посудите. Как только вас начинают мерять линейкой, вы знаете что симулировать. Вы знаете, как утилизовать ваши социальные связи. Вы знаете как использовать свое влияние в группе. Если вы – паразит-подчиненный, вы можете хватать легие баги и подсовывать трудные коллегам. Вы можете использовать свои связи с тест командой, чтобы разбивать баги в облако мелких. А уж если вам все-таки достанется трудный баг, вы знаете, как превратить его в проблему для всей группы, застопорить всю работу, чтобы никто не мог ничего чинить, и довести дело до того, что когда вы его все-таки почините, все вздохнут с облегчением и менеджмент еще долго будет восхищаться вашим подвигом. Если вы – паразит-мендежер, вы знаете как использовать баги, чтобы продвигать тех, кого хотите, и задвигать тех, кого хотите; как презентовать успехи высшему менеджменту который в разработке вообще ни в зуб ногой, поскольку пришел из маркетинга; вы знаете как держать людей в напряжении – не спрашивайте, зачем это нужно менеджерам-паразитам, никогда не мог этого понять, но подозреваю, что это «старый добрый принцип» держиморд «щоб боялись!»

Так что ради чего я пишу это статью – это чтобы напомнить, что корпоративная среда – это эволюционная среда. В эволюционной среде выживает наиболее приспособленный. Наиболее приспособленный – это вовсе необязательно наиболее полезный, в большинстве случаев это отнюдь не более полезный. Каждый раз когда вы меряете что-то, кроме сколько денег заработала фирма в результате усилий работника, вы меряете совсем не то, что вы на самом деле хотите. Измерить сколько денег заработала фирма на усилиях конкретного программиста, пи-эма, тестера, спеца по маркетингу обычно просто физически невозможно. Так что если вы их меряете, вы меряете не то, что хотите. А когда вы меряете не то, что хотите, вы получаете не то, что хотите. WYMIWYG, однако…

Monday, June 29, 2009

Без комментариев...

Помните, я не раз говорил, что нынешний бардак в Америке сродни перестройке? Сегодня захожу в любимый книжный магазин Barnes & Noble и вижу такую вот картину маслом....

Как нам обустроить...

Ага, "Как нам обустроить..." Ё-мое... Без комментариев.

На чуть более веселой ноте, кусок любимого трейла так зарос ежевикой, что в шортах пробираться уже тяжело:

Tiger Mountain trail, Issaquah, WA 

А утки у Круглого озера так обнаглели, что выходят из воды и начинают клянчить подачки у ног:

Утки у Круглого озера, Иссаква, Вашингтон

Как обычно, с персонального блога...

Wednesday, June 24, 2009

Сколько стоят массовые увольнения?

Как вы знаете, недавно Майкрософт провел два круга массовых увольнений в связи с тяжелыми экономическими временами. Мотивация была в экономии денег и правильном распределении ресурсов и, ваще, «это правильная вещь в нынешних обстоятельствах!» Обсуждать я это дело не собираюсь, это не моя компетенция, так сказать, «командир сказал – хорек! И никаких сусликов!» Нет, правда, выбился бы я на Майкрософте в экзеки (впервые обратил внимание... как по-русски звучит – жуть!), тогда бы и рассуждал, а так, не мое собачье дело!

Получил я вчера журнал Toastmasters. Если вы читали мой блог, то должны знать, что записался я таки в это интересное сообщество. А в нем статья, “Taking Through Tough Times at Work.” Статья насчет интересного феномена называемого “layoff survivor syndrome”

Суть его проста. Вот прошли массовые увольнения в вашей фирме. Вас, слава Богу, не задело. Друзей жаль, ощущения – паршивые, но хотя бы самому есть на что платить ипотеку. И оказывается, вот ведь сволочная наука – психология! – что жизнь не так уж радужна даже если вас и не задело. Приведу несколько цитат из статьи (натюрлих, в переводе с буржуйского):

«Стресс влияет на его концентрацию и производительность, и это видно в качестве его работы. ... Другие работники, сохранившие работу, испытывают те же симптомы. ... чем дольше эти эмоции игнорируются, тем более они въедаются в производительность фирмы и здоровье работников... корпоративные психологи утверждают, что если эти эмоции игнорировать, они могут иметь очень серьезные последствия... испытывая падающую в пропасть продуктивность, ошибки вызванные отсутствием концентрации, и все более апатичные и боящиеся риска работники.»

Нужно ли говорить, что «боящиеся риска работники» - это как раз тот самый «поцелуй смерти», который уложил на дно недавно General Motors? Когда все боятся спорить с менеджером, достаточно одного идиота достаточно высоко в цепи управления, и все идет прахом... Ну, те, кто жил в СССР, в курсе...

В общем, вот такие вот мысли вслух...

К слову, "не отражает мнение моего работодателя
и является моим персональным мнением!"...
выраженным на персональном блоге.

Friday, June 19, 2009

Дорогая Галим'а! (тья?) или Сколько стоит уважение деловых кругов?

Сегодня пришло вот такое вот письмо супруге:

Dear Galima! Dan&Broadstreet incompetence 

Для справки, "Galima" - это опечатка. Просто американские (а скорее всего мексиканские или индийские) работники просто вульгарно переиначили ее имя или просто тупо по-идиотски нажали соседнюю клавишу на клавиатуре. В конце концов, их можно понять. На родном испанском они писать скорее всего не умели, а буквы и правда похожие... С тех пор "Галима Мусаев" начала свою виртуальную жизнь в американских компьютерных бизнес сетях. Надо сказать, что впервые эта опечатка была сделана еще до моей работы на Майкрософт, когда мы были в Иллинойсе и в газетах читали статьи о деятельности губернатора Обамы. Но потом Галима зажила своей жизнью и даже начала следовать за нами.

Теперь Галима котируется ни много, ни мало, как владелица успешного процветающего бизнеса и получает регулярные предложения кредитных карточек и прочих сомнительных благ западной цивилизации. Но опять же, для справки. Dan & Bradstreet являются очень уважаемыми источниками бизенс информации о фирмах. Многие компании сначала справятся в Dan & Bradstreet, чтобы решить, иметь дело с вами как с бизнесом или нет. Ну, что тут сказать... Если они справятся о Галим'е Мусаев, они, очевидно, будут очень впечатлены ее корпоративной историей....

К слову о том, чего стоит уважение американских деловых кругов.

Да-да, кросс-пост с персонального блога...

Saturday, June 13, 2009

Занятная новая техника спама с поддержкой из Китая

Ок, ок, может не очень новая. Я просто хотел обратить внимание на некоторые технические детали.

Некоторое время назад - пару месяцев - мне начали приходить спам-сообщения, как обычно для спама, очень грязного и пошлого сорта, но (!) с моего собственного адреса, так что даже Гугл не ловил подвоха и честно совал мне это в Inbox.

Вот здесь для любопытных фрагменты типичного заголовка такого письма (привожу последнее, полученное сегодня):

Delivered-To: МОЙ-КОНЕЧНЫЙ-АДРЕС
Received: by 10.100.210.13 with SMTP id i13cs203927ang;
        Sat, 13 Jun 2009 19:25:00 -0700 (PDT)
Received: by 10.114.199.1 with SMTP id w1mr9040225waf.151.1244946299863;
        Sat, 13 Jun 2009 19:24:59 -0700 (PDT)
Return-Path: <МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС>
Received: from МОЙ-ДОМЕН (МОЙ-ДОМЕН [IP-АДРЕС-МОЕГО-ДОМЕНА])
        by mx.google.com with ESMTP id 15si4368125pxi.159.2009.06.13.19.24.59;
        Sat, 13 Jun 2009 19:24:59 -0700 (PDT)
Received-SPF: pass (google.com: best guess record for domain of МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС designates IP-АДРЕС-МОЕГО-ДОМЕНА as permitted sender) client-ip=IP-АДРЕС-МОЕГО-ДОМЕНА;
Authentication-Results: mx.google.com; spf=pass (google.com: best guess record for domain of МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС designates IP-АДРЕС-МОЕГО-ДОМЕНА as permitted sender) smtp.mail=МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС
Received: from [86.73.44.239] (239.44.73-86.rev.gaoland.net [86.73.44.239])
 by МОЙ-ДОМЕН (8.13.1/8.13.1) with ESMTP id n5E2OuRf016440
 for <МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС>; Sat, 13 Jun 2009 20:24:57 -0600
Date: Sat, 13 Jun 2009 20:24:56 -0600
Message-ID: <GHWADMCMRATV.VHIJIVAWPOUMFGA47439594680@[86.73.44.239]>
From: "Alayna Boron" <МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС>
To: МОЙ-ПЕРЕНАПРАВЛЕННЫЙ-АДРЕС
Subject: Suiciders online
MIME-Version: 1.0
Content-Type: text/html; charset="iso-8859-1"
Content-Transfer-Encoding: 7bit

Кстати, подобное издевательство было бы невозможно без попустительства Китая. Это меня так озадачило, что я даже пообсуждал с супругой, а есть ли у китайцев понятие этики как таковой или оно принципиально иное? Ведь у них, если такое без разрешения партии - все просто, пуля в затылок и на запасные органы. Так почему же высокие партийные органы там подобное безобразие разрешают? Я, конечно, понимаю, что особой любви к Америке они не питают, но тут-то они мараются в таком... мерде, что о сохранении лица даже говорить смешно. Да, а почему я говорю, что помощь идет из Китая? Да очень просто - спам не работает без линков, а все линки - в Китае, на китайских серверах. Спамеры, кстати, их очень хвалят, говорят, совершенно непробиваемые для жалоб.

Ладно, это все детали, а как же все это сделано? А очень просто. Если вы внимательно посмотрите на заголовки, то окажется. что главный вонючка - это машина в сети gaoland.net.

C:\>NSLOOKUP 86.73.44.239
Server: cns.beaverton.or.bverton.comcast.net
Address: 68.87.69.146

Name: 239.44.73-86.rev.gaoland.net
Address: 86.73.44.239

Если посмотреть заголовки других таких же писем (я их аккуратно собираю), то встретятся серверы в Нью-Йорке, Пенсильвании, Миссури и еще много где. Откуда же они берутся?

Помните я недавно рассказывал как посетителей вебсайтов заражают троянами? Вот для этого в частности и заражают. Это безвинно зараженные машины обычных обывателей, которые совершенно не в курсе, что из машины используются для рассылки спама. Кстати, потом ISPs - провайдеры Интеренета - это обнаруживают и их отключают, хотя вся их вина в том, что их машину заразили всякие сволочи. В общем, рассылается это дело обычными бот-нетами или как их еще называют, зомби-сетями.

Грустно это, господа... куда-то непонятно куда развивается наша любимая компьютерная технология. Как говорил профессор Преображенский "Такой кабак мы сделали с этим гипофизом, что хоть вон беги из квартиры."

Ну, да, кросс-пост с персонального блога...

Saturday, June 6, 2009

Сказ про то, как вас пытались достать через мой блог... а я им не дал!

Постоянные читатели уже в курсе, что на Technet я в основном публикую кросс-посты с моего персонального блога eldar.com (например, вот этот пост находится здесь). И вот, месяца четыре назад, пришло мне такое письмо (в вольном изложении, само собой, оригинал был на буржуинском): «Здрасьте! Я интернет маркетинг менеджер компании Крибле-Крабле-Блюмс! Мы спецализируемся на Интернет рекламе на небольших сайтах. Мы готовы вам платить $20 в месяц, если вы разместите рекламу наших клиентов. Все что нужно сделать – вставить небольшой PHP код на каждую вашу страницу...»

Ок... Вы знаете, за уже скоро десять лет на Майкрософте, моя нынешняя группа – первая, где я не отвечаю за секьюрити всего продукта. Так что, как вы понимаете, у меня сформировалась некоторая, вполне здоровая в моих обстоятельствах, паранойя... Так они хотят, чтобы я вставил PHP код выполняемый на МОЁМ сервере???

Но я не стал судить резко, все-таки взял PHP код и внимательно посмотрел ему в глаза... Вроде бы все честно. Берет что-то с их сайта и выводит их в HTML на моей странице. Обычно и правда честный набор из четырех-шести линков. Первое чувство было, что они пытаются взломать мой сайт. Но вроде бы не должно получаться... Конечно, скребло чувство, а не может ли их вывод вторично интерпретироваться как PHP? Это-то точно было бы огромной дырой в секьюрити. Вроде бы нет, но все же... что-то еще скребло...

И тут до меня ДОШЛО. Достать пытались не меня, А ВАС! Позвольте обьяснить как.

Это в период переговоров этот код выдает скромный набор из четырех линков. А если бы я его вставил на свой сайт, он начал бы выдавать еще дополнительно скромный Javascript. Вы можете спросить, ну и что? Увы, еще как что. Дело в том, что если система не имеет все последние заплатки, то в ней часто есть дырки, через которые Javascript может заставить систему выполнить произвольный код. «Произвольный код» звучит заумно и не очень страшно, но на самом деле это обычно трояны. Точнее, установка троянов. Причем ныне уже не те времена, когда троян заставлял буковки сыпаться с вашего экрана, сейчас этим занимаются вполне серьезные дяди, которым совершенно неинтересно вас шокировать или пугать, им просто нужны ваши деньги. Современные трояны в основном делают очень простую вещь – они сидят тихо и ждут, когда вы сделаете что-нибудь интересное. Скажем, залогинитесь в ваш счет в банке или купите что-то на Интеренете по кредитной карточке. Тут они ловят ваш ввод и отправляют на анонимный сервер хозяину трояна, которые затем может этими данными воспользоваться или, что более часто, продать их тем, кто может ими воспользоваться.

В общем, такой вот я молодец! Защитил и свой сайт и своих читателей. Пойду, возьму с полки пирожок. Тот, что посередине...

Из мелочей, наконец обзавелся телефоном с камерой. Вообще-то камера мне была ни к чему, я просто хотел батарею, которая дольше работает без подзарядки, но как-то там же оказалась и камера. И вот три снимка с уже знакомой прогулки по лесу, о которой я уже рассказыал не раз и не два...

Шотландская метла - красиво!

Шотландская метла - красиво!

http://images49.fotki.com/v1503/photos/8/91758/7614715/0531091208jpg2-vi.jpg

По дороге окруженной желтыми цветами

Круглое озеро с утятами 

Круглое озеро с утятами