Saturday, October 1, 2011

О совершенстве свободного рынка и совершенных обществах

Периодически мне приходиться сталкиваться с поклонниками свободного рынка. Увы, куда чаще, чем я хотел бы. И вот сидит передо мной такой товарищч с идейным блеском в глазах, и в который раз толкует мне, что мол рынок устроен просто - есть спрос, есть предложение, и он их “балансирует”...

Ну... для тех, кто не знает, поясню. Положим есть товар А, и “свободный рынок” его балансирует. Только, чтобы его произвести, нужны товары B, C, D, E, F.... И их цены тоже балансируются. А для производства их нужны товары G, H, K, L, M, N... Непонятно? Ну, давайте, для дураков и на пальцах. Скажем, чтобы произвести экскаватор, нужно железо. Чтобы произвести железо, нужна руда. Чтобы добыть руду, нужны экскаваторы. Те, кто слыхали про диффуры тут же должны были понять подляну. А тем, кто не слыхали, поясняю. Вместо милой и простой, понятной даже для последнего идиота модели свободного рынка тиражируемой для массового потребления, мы получаем систему диффуров с сотнями тысяч взаимосвязанных переменных, насчет которых можно сказать, что:

1. Она вовсе не обязана иметь точку баланса.

2. Если она имеет точку баланса, то уж наверняка не одну, а очень много разных.

3. И совершенно не факт, что она приведет нас в ту, в которую мы хотим. Для полных идиотов, приведу в пример отличную точку совершенного равновесия заключающаяся в отсутствии населения. Нет, правда, нет людей - нет проблем.

Вы знаете, эти безграмотные рассуждения напоминают мне чем-то рассуждения о том, какие общества хорошие, а какие плохие. Если уж совсем честно, то прежде чем критиковать общество, нужно понять, зачем оно появилось на свет. Скажем, мышь может причитать, что человек создал амбар совершенно неправильно. И стены там трудно грызть, и от кошек не спрятаться... И заметьте, вполне легитимные жалобы в стиле прав человека, или там, мышек. Только вот амбар делался не для мышек, а как раз для сбережения зерна ОТ МЫШЕК. Чувствуете разницу?

Так вот, чем воображать, что общество для нас, не стоит ли понять, а для чего же оно? Или для кого?

А оно, общество, родилось задолго до умников, которые попытались приписать им обязательства, которые обществам совершенно не свойственны. Общество появилось как эволюционное приспособление вида homo якобы sapiens с целью выживания. То есть, первоначально, критерий успешности общества был очень простой - выживание. То есть, сумело общество породить больше работников и воинов - хорошее, не сумело - плохое. Все. Точка. Период. Больше эволюцию ничто не волнует.

Конечно, эволюционное совершенство и приятность жизни в обществе - это совершенно разные вещи. Вот только не надо свою собственную приятственность выдавать за совершенство общества, в котором ты живешь. И если приятно в обществе жить, это не означает, что само общество проживет долго.

И если поглядеть с этой точки зрения, то и нынешний Китай, и сталинский СССР выглядят совсем уж не так плохо. Да, кое-кому, некоторому небольшому количеству там не так уж хорошо. Зато остальные плодились как тараканы, а это-то и есть главное достоинство общества с точки зрения эволюции. Да, если честно, то и с нормальной точки зрения прав человека - поскольку когда человек не имеет возможности жить и размножиться, то какие к черту еще права? И зачем они на фиг нужны?

Нет, правда, если кто мне скажет, что готов отказаться от права иметь детей ради права оспорить в законодательном порядке свойства сферического коня в вакууме, то я даже не поверю, что он идиот. Я вполне закономерно заподозрю его в оплачиваемой работе на кого-то, кому право простых людей иметь детей мешает. И скажите, я и правда в чем-то неправ?

Ладно, не стоит слишком подробно на тему распространяться. Нужно оставить тупым критикам пространство для возражений. Так интереснее.

Saturday, August 20, 2011

Всех с праздником сепаратизма!

Юбилей ГКЧП - 20 лет
Всех с праздником сепаратизма, когда множество людей получили право не мыться, не получать среднее образование, убивать подозрительных людей иной национальности, и - главное, для чего это видимо было задумано - умирать в массовых масштабах от голода, терроризма и сепаратистских войн. Цена: по крайней мере 10 миллионов жизней.

1991 148,394,000 people (Wiki: http://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_Russia) 2011 138,739,892 people (CIA Factbook: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html)

Happy Real Terror! 20 years Anniversary since a lot of people in former Soviet Union got freedom to skip morning shower, not bother with education, kill anybody different, and - especially - die from starvation, terrorism and separatism wars. Cost: at least 10 million lives.

1991 148,394,000 people (Wiki: http://en.wikipedia.org/wiki/Demographics_of_Russia) 2011 138,739,892 people (CIA Factbook: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html)

http://eldar.com/node/422

Monday, June 13, 2011

Мама природа...

Кросс-пост http://eldar.com/node/418">с персонального блога...

Впечатило... Недавно, в начале июня, едет сын по хайвею в университет... тут из-под капота вылезат деловая мышка и начинает ползать перед лобовым стеклом...

Для недоверчивых линк на полную фотографию с мобилы: http://images110.fotki.com/v630/photos/8/91758/9384992/Photo142-vi.jpg

Tuesday, May 31, 2011

Я фигею...

Нет, честно. Проcто не знаю что сказать. Ну, просто, sapienti sat...
Кросс-пост с персонального блога.

Sunday, May 15, 2011

И еще гены делают нас идеалистами. Жадными, эгоистичными, тупыми, грязными идеалистами.

Кросс-пост с личного блога

Последние пару декад, особенно в Западной Европе, особенно в районе бывшего третьего Рейха, часто пытаются объяснить отклонения от статистической нормы каким-то специальным дефектом генов, более того, даже пытаются найти эти спецгены. Насколько я знаю, нашли гены проституции, преступности, агрессии и гомосексуализма.* Да-да, знаю, удивительно неоднородный список с точки зрения политкорректности, но извините, это не я искал дефектные гены по такому оригинальному списку.

Что меня поражает, это идея что в целом гены определяют человека хорошим, это всякие дефекты там вылезают иногда. Как отец двух детей, с умилением наблюдавший их практически с момента рождения, могу уверенно сказать, гены определяют человека как жадное, эгоистичное, тупое, грязное существо, которое даже в туалет ходить не умеет. И еще гены делают нас идеалистами. Жадными, эгоистичными, тупыми, грязными идеалистами.

Хорошая новость в том, что большего от генов и не нужно. Дело в том, что человек - дуалистическое существо. Причем я говорю отнюдь не о бессмертной душе, по крайней мере не в том смысле, в котором это слово обычно употребляется. Просто в нас сидит двойной комплект информации для приспособления к окружающему миру, один внизу, чуть повыше чем между ног - гены, а другой в голове - мемы. Один формирующийся столетиями и тысячелетиями, а второй записываемый заново на каждую новую рожденную болванку человека.

Для этого есть хорошая причина. Мы эволюционировали в Ледниковый Период, когда погода менялась резко и часто. Поэтому гены просто не успевали приспособиться и требовалось что-то более быстрое, эффективное. Скажем, только вывелись люди с генами, заставляющими носить шапку, и вдруг потеплело, и шапки приводят только к ранней лысине. А с человеческими мозгами записывать шапки в гены совсем необязательно, достаточно дать вовремя подзатыльник чаду, чтобы запомнил когда надевать, когда - нет. Значительно быстрее получается. Потеплело - все ходят без шапок, похолодало - вспоминают опыт бабушек и дедушек.

По сути, у нас в отличие от животных есть “железо” и есть “software” - программы, и эти программы-мемы определяют кто же мы есть на самом деле. Ну, грубо говоря, есть PC, хошь - ставь Винды, хочешь - Линакс, а если уж совсем выпендриться хочется - так, Мак ОС. И будет железо одно и то же, а впечатление - совершенно разное.

Это огромный плюс, поскольку позволяет приспособиться быстро и без эволюционных издержек с гибелью тысяч особей. Конечно, ни одно преимущество не дается бесплатно. В человека можно записать хорошие “программы”, а можно и плохие, что не так уж редко случается. Впрочем, тут все просто - ну, включится опять эволюция, и те, кто позволили записать на себя плохие программы уходят, с миром или без, но уходят.

На самом деле поразительно, насколько близка аналогия с научно-технической революцией. Там тоже были станки, машины, которые были ровно тем, для чего их создали. А потом появились процессоры и материнские платы, который по сути были лишь куском вонючего пластика. Кто не верит - откройте свой компьютер и понюхайте. А в зависимости от софта они становилсь разными десктопами, серверами, ячейками центров обработки информации, управляющими системами экскаваторов, самолетов, кораблей, систем наведения, космического наблюдения...

То же и с людьми. Рождается болванка, заготовка, и в зависимости от того, что в ее мозг запишут получается то чернорабочий, то Наполеон, то жандарм, то пламенный революционер. Животные умирают тем, чем они рождаются. Мы умираем совсем не тем, чем мы рождаемся.

Что большинство не может и не хочет понять, это то, что именно эти программы, записанные в наш мозг, и есть наша личность, то, что мы есть. Человек - это меметический компьютер, мемы одновременно представляют из себя и данные, и программы. Органы чувств конвертируют сигналы снаружи в мемы тепла, холода, света, цвета, темноты, запахов, вкуса, и дальше эти мемы активируют связанные с ними мемы и где-то из этих ветвящихся цепочек дело доходит до мемов, которые активируют движения рук, ног, речь и т.д.

То есть для нас по сути нет внешнего мира, есть только модели внутри нашего сознания. Чтобы отличать то, что пришло из реального мира, мы можем вешать на эти модели этикетки с подписью “реальный”, “настоящий”, “правда” или даже “Истина”, но этикетка с подписью “настоящий слон, блин, без дураков!” - это по-прежнему всего лишь этикетка. Наше сознание не может физически дотянуться до настоящего слона, он только может поставить ряд экспериментов (потрогать рукой, например) и получить еще кучу этикеток, но все равно это все, что мы имеем - куча этикеток с надписями.

И дальше возникает дилемма. Если мы не можем дотянуться до настоящего слона, то как мы знаем, что он есть? Ответ прост, но крайне неприятен, настолько, что большинство людей взрывается от возмущения, когда его слышит, и пытается придумать другой, “улучшенный”. Так вот, ответ в том, что мы не знаем, причем нам и не нужно особенно знать. Вселенная для нас - это черный ящик, к которому подключено наше сознание. Все что нам нужно, это на основании данных с наших входов (выходы вселенского черного ящика) выдаваться такие сигнали на выходе (входы вселенского черного ящика), чтобы последующие данный поступающий от вселенной нам нравились больше. Все.

Далее, мы можем создавать модели этого черного ящика и смотреть работают они ли нет, и если работают, мы можем использовать для того, чтобы выдавать управляющие сигналы во Вселенную, которые приведут к тому, что нам нравится и помогут избежать того, что нам не нравится. Мы не только не знаем, что “на самом деле”, но нам и не нужно этого знать. Все что нам нужно - это работающие модели. “Свет, высокая температура, газ-плазма - огонь - жжется!” Плазма не называет себя плазмой, и вообще, “плазмы” как таковой в природе нет, есть только состояние вещества, которое мы называем этим словом. Это просто модель к нашей голове для упрощения обработки внешней информации. Но используя ее мы можем меньше обжигаться, и лучше готовить вкусную еду, опять же воспринимаемую как поступающие нам на вход от органов чувств идеи, мемы вкусной еды.

Как ни не нравится многим этот ответ, это именно то, что все вменяемые люди делают. А те, кто не делают, быстро сходят с дистанции. Но это и означает, что все, что у нас есть - это идеи. Мы по природе своей идеалисты, просто потому что идеи - это все, что у нас реально есть. Поэтому очень легко поверить, что идеи и есть что-то первичное, то, с чего все начинается. Если даже сигналы из реального мира приходят к нам в форме идей, мемов, то в нашем сознании и правда идеи первичны. Не потому что они и правда первичны, а просто потому что ничего кроме идей, точнее мемов, в нем и нет.

Небольшое примечание, чтобы не отвечать на идиотские вопросы, поскольку имеется мода не читать предыдущие статьи, и бросаться в атаку. Материализм и идеализм (если без клиники) оба признают существование и материи, и идей. Только идеализм говорит, что прежде чем появится любой материальный объект, должна появиться его идея, а материалисты считают, что все, что не создал человек, сначала появилось само, а потом уже мы придумали как его назвать. В равной мере, материализм не отвергает Бога, он только утверждает, что если Бог есть, то он существует вне и независимо от нашего воображения.

Соответственно, материализм - это в целом глубоко мистическое учение. Оно не только утверждает, что существует нечто, до чего мы принципиально не можем дотянуться, но еще и что это “что-то” первично, а идеи и мемы, в которых существует и из которых состоит наше сознание - это лишь отражение, отголоски этого “чего-то”, что мы не знаем.

Можно спросить, а зачем тогда нужно это мистическое учение? А затем, что это тоже идея, модель, причем модель работающая. Как мы знаем, что она работает? А давайте вспомним начало этой статьи - что такое работающая модель? Это такая модель, которая позволяет нам выдавать такие управляющие сигналы (наши действия) в ответ на сигналы на наших входах (органах чувств), что результат нам нравится больше, чем когда мы вырабатываем другие управляющие сигналы используя другие модели. Вот и все. Вы читаете это за компьютером для изобретения которого понадобилась наука, использующая в своей основе именно эту модель - материализм. Вам нравится? Значит материализм работает. А если не нравится - что вы тут делаете?

И, да-да, я знаю, что есть попытки объявить науку нематериалистической, но если можно, эти фиговые листочки я обсуждать не буду, особенно учитывая, что они обычно переопределяют слова “наука” и “материализм” в смыслах, которые мне сугубо неинтересны, и в истории всегда были совершенно бесполезны. Так что, идеалисты - брысь! Нечего трогать эти страшные материалистические штуковины с большим количеством буковок... Но ваш соблазн я очень хорошо понимаю, поскольку в конечном счете - мы все идеалисты, такими уж уродились. Я сам такой. Просто из всех доступных идей, я выбрал идею материализма.

Monday, May 9, 2011