Как обычно, кросс пост с персонального блога
Я подозреваю, что большинство из читающих мой блог не принадлежит к российским олигархам или американским миллиардерам, в равной мере вы скорее всего не принадлежите и беднейшим слоям населения, вроде тех что живут в картонных коробках от телевизоров на улицах Калькутты или в трейлерных парках США. А стало быть скорее всего принадлежите к так называемому «среднему классу». Ну, и уж поскольку, большинство из нас в нем, давайте разберемся, а что такое средний класс, зачем он нужен и как с ним работает свободный рынок в стиле Айн Ренд.
Кстати, я упоминаю эту дамочку потому что ее сторонники последовательно превратили ее «свободный рынок» в «свободный рынок с ...» и далее следует длинный список, который надо перечислить, чтобы противник свободного рынка потерал терпение просто слушая его, а стало быть мог быть обьявленным «проигравшим» в споре. Так вот, я все время говорю о рынке в стиле Айн Ренд, в крайнем случае плюс одна-две модификации, чтобы увидеть как они работают.
К слову, хотя в США средний класс – это относительно недавнее явление, в истории он известен давно. Очень давно. Еще до нашей эры, то есть BC, Тиберий Гракх путешествовал по Италии и видел огромные поля, принадлежащие богатейшим римлянам и возделываемые рабами, и задался вопросом – а где же обычные римляне среднего класса, возделывающие поля и воспитывающие солдат для римских легионов? Времена тогда были простые и Риму без солдат ничего не светило. Одна незадача – во времена Республики кого попало в армию не брали. Все граждане Рима делились на примерно пять классов плюс так называемое «поголовье». Класс определялся в первую очередь имущественным цензом, чтобы быть в «первом» - сенаторском классе нужно было иметь очень приличное состояние, а если ничего не имеешь – пожалуйте в «поголовье» – «head count». Были еще и другие правила, но это было одним из крупнейших. Так вот, по правилам республики почти до самого конца «поголовье» брать в армию было нельзя, поэтому Рим без среднего класса автоматически оставался без армии, которая могла его защищать и расширять его границы. Позднее эту проблему решил Гай Марий протолкнув в законы разрешение нанимать «поголовье» за зарплату и за счет казны (до этого имела место система «призыва», в которой легионер получал лишь то, что смог законно награбить, и даже обмундирование он должен был покупать за свой счет). Но это уже перед самым концом Республики, упомянутый Гай Марий был дядей хорошо всем известного Юлия Цезаря.
Сейчас проблема солдат решается способом Гая Мария, так что для армии средний класс не очень актуален, но он важен для экономики и социальной стабильности. Социальную стабильность мы пока отложим в сторону, а разберемся зачем он нужен в экономике.
Для начала просто сравним экономики с и без среднего класса. Итак, представьте себе общество, где все население делится на очень-очень богатых и очень бедных. И вот, едет миллиардер Пит по построенному государством хайвею. Заехал в гамбургерную, где работает Джо, сьел бутерброд за доллар. Заехал на бензоколонку, где работает Фред, залил бензина на пару баксов. Приехал на море, поселился в номере гостинницы у Сэма за пять баксов. Цены, понятное дело, условные. Сходил на пляж, вернулся в номер, открыл бухгалтерские книги бизнесов, которыми владеет. Гамбургерной, бензоколонки и гостинницы.
Содержание гамбургерной в месяц включая здание, продукты и зарплату Джо – десять долларов. Выручка – один доллар. Убыток – девять долларов.
Содержание бензоколонки – пятнадцать долларов. Выручка – два доллара. Убыток – тринадцать долларов.
Содержание гостинницы... ну, вы уже поняли.
Потому что только у Пита и есть деньги есть в гамбургерных, ездить на машине и останавливаться в гостинницах. Не верите? Представьте себе какую-нибудь Буркина-Фасо, там примерно так и живут. Ну, или российскую, а еще лучше украинскую глубинку.
Посмотрел на все это Пит, вздохнул, посопел, обругал правительство, и закрыл на фиг и гамбургерную, и бензоколонку, и гостинницу. А что делать бедному миллиардеру? Для свободного рынка нужен платежеспособный спрос, а откуда ему взяться, если все деньги уже у Пита?
Теперь общество со средним классом. Сотня тысяч толстых семейств жрут гамбургеры у Джо. Сотня тысяч машин заправляется у Фреда. Сотни тысяч семейств в шортах, с фотоаппаратом на шее и гавайских рубашках останавливаются в гостинницах. Бизнес процветает, и миллиарды Пита растут как цифра счетчика такси. Все довольны. И Джо, и Фред, и Сэм, которые и получают теперь побольше, и сотни тысяч семейств в шортах и безвкусных гавайских рубашках. А главное – Пит! Ему есть зачем инвестировать в гамбургерные, заправки и гостинницы. Свободный рынок работает.
Можно даже усложнить первую картинку. Представьте себе, что в разделенном (наши экономисты для этого используют хитрое слово «стратифицированном») обществе правительство решило починить дорогу, чтобы впрыснуть в экономику немного денег. Сто тысяч рабочих занялось починкой дороги, получило по доллару, купило себе по гамбургеру у Джо, на чем все и закончилось. Все эти сто тысяч тут же оказались у Пита.
А в обществе со средним классом и мелкими бизнесами, гамбургерная принадлежит Джо, Пит только поставляет заготовки для котлет и нарезанную помытую картошку, бензоколонка принадлежит Фреду, Пит только поставляет бензин, гостинница принадлежит Сэму, а Пит тут пока вообще ни при чем (хотя и будет со временем – читайте Артура Хейли «Отель») Так что со всех этих продаж что-то остается Джо, Фреду и Сэму, и потом сотня тысяч Джо, Фредов и Сэмов надевает безвкусные рубашки, едут по шоссе и едят бургеры, и так далее. А уж если экономика с банками, то то, что рабочие, а также Джо, Фред и Сэм положили на счета в пропорции 1 к 10 превращается в займы от банков новым мелким бизнесам, новым домовладельцам, новым студентам... Да, пузырь, но производит эффект.
Что происходит, это то, что средний класс играет роль своего рода мультипликатора для денег впрыскиваемых правительством. Беднейший слой этого делать не может – он просто тратит деньги. Если посередине нет среднего класса – эти деньги тут же проваливаются к богатейшим. А если есть, то они начинают прыгать и скакать в экономике как металлический шарик в игре Pinball, где его запускают на наклонный стол с кучей штырьков, различного рода препятствий, пружинок и колесиков, которые при столкновении могут послать его в произвольном направлении, например, обратно наверх... В результате, прежде чем свалиться вниз в копилку для «бедных» олигархов, каждый доллар или там рубль успеет изрядно потрудиться в экономике прыгая из стороны в сторону.
А теперь помните наш первый разговор про пилигримов, Роба-пивовара и английских солдат? Сторонники свободного рынка при малейшем поползновении на него кричат, что «невидимая рука рынка» все сама поставит на места и приведет в равновесие. Увы-увы. В равновесие она приведет только баланс предложения и платежеспособного спроса. Во времена Адама Смита мозги у людей были нетренированные, им казалось, что это катит. Увы. Не очень.
Если не поняли, вот вам пример. Представьте себе пилюлю, которая приводит к идеальному балансу мужских и женских гормонов. Ок, две пилюли, одна для мужчин, другая для женщин, но приводящая в обоих случаях к идеальному балансу для них. Вроде бы все хорошо, правда? Все хотят, все могут, все заняты делом к удовольствию друг друга и Тиберия Гракха. А теперь представьте, что в небуферизованном виде эта пилюля нарушает баланс калия и натрия в клетках. Что получается? Ну, подумаешь там, натрий-калий, гормоны-то как балансирует! Зверь! Ан, нет, одним балансом гормонов не обойтись, с нарушением натриево-калиево баланса пилюля становится очень неприятной штукой. Она превращается в парализующий яд.
Если вы не в курсе, натриево-калиевый баланс ответственен за передачу сигналов по отросткам нейронов. Это в популярной литературе это сравнивают с электрическим сигналом, а на самом деле это ионы калия и натрия пересекают мембрану аксона и этот процесс бежит по нему до другого нейрона. Если баланс нарушен – сигналы в нервной системе идти не могут.
В человеческом организме мало сбалансировать половые гормоны. Есть и другие балансы, которые должны соблюдаться. А в экономике мало сбалансировать цены и спрос-предложение, есть и другие балансы, которые нужны, чтобы система функционировала, а не умирала. Один из этих балансов – это ограничение концентрации капитала. И с этим классический свободный рынок ничего сделать не может, так что в этой форме он по сути является той самой ядовитой пилюлей. Так что имейте это в виду, прежде чем защищать эту идею.
Кстати, реформы Рузвельта и против этого имели противовес в форме прогрессивных налогов, замедлявших процесс концентрации капитала, и налога на наследство, который откалывает от больших кусков ощутимые фрагменты как огородник разбивает мотыгой ком земли, чтобы разрыхлить его и вновь пустить в оборот.
В общем, не все так плохо. Еще поборемся.
No comments:
Post a Comment