Если кто не в курсе, в английском языке «имперской» системой мер и весов называется британская. Да-да, все эти футы, дюймы, ярды, унции, галлоны, фаренгейты и прочая толпа пестрых единиц измерения. Занятно, что отделившиеся от Англии в 18-м веке США по-прежнему используют эту систему, а Канада, получившая независимость по сути только 20-м веке, уже давно, как все нормальные люди, используют метрическую. Позвольте украсть цитату на эту тему с блога Сережи Соляника: «Мощность паровой машины измеряется количетсвом фунтов фоды, которые можно поднять на один фут на каждый 94 фунта использованного каменного угля.» В качестве анекдота рассказывают, что одна из попыток принять метрическую систему в Британии была провалена в парламенте, когда один из лордов спросил собрание: «Вы можете себе представить британского рабочего, который придя в бар попросил бы не пинту пива, а 0.4731765 литра пива?»
Как обычно, кросс-пост с персонального блога...
Шутки шутками, а с точки зрения инженерии и технологий, да в общем-то и торговли, имперская система – это изрядная боль в задней точке. Но это не то, ради чего я пишу эту статью. Есть у нее еще одно интересное, и на первый взгляд неочевидное следствие, которое я называю «островным мышлением».
Лет девять назад я трепался «за жизнь» с Женей Забокрицким, работающим в SQL Server, и он рассказал мне смешную историю случившуюся с его приятелем. Приятель решил перестелить ковровое покрытие в доме. Будучи в курсе, что он живет в Америке, приятель измерил комнаты в ярдах, а не в метрах, и поехал в магазин. Оказывается, этого было мало, поскольку в магазине все меряли в футах. Вам кажется ерунда? И правда, велика разница, ну, умножь, калькулятор под рукой. Как бы не так! Продавец блюскринил и зависал как первая версия Window 95. В его голову просто не лез факт, что и фут, и ярд меряют одно и то же – длину!
Нет, правда... ну как же можно даже сравнивать? Тут фут. А тут ярд. Фу-у-ут (глаза в кучку)!... Яа-а-ард (глаза в разные стороны)!... Фу-у-ут!... Яа-а-ард!... Фу-у-ут!... Яа-а-ард!... Не-е, никак не сравнить.
И тут Женя высказал мысль, которая показалась мне очень интересной. Мысль о том, что вся эта пестрая толпа трудно приводимых друг к другу единиц измерения в своем роде делит сознание среднего американца на своего рода разъединенные островки, которые никак не связаны друг с другом и не подлежат сравнению. Нет, правда. Вот ковер. В футах. И комната. Тоже в футах. Это можно сравнивать, а значит можно ковер стелить в комнате. А вот ткань для костюма. В ярдах. Ее с ковром уже сравнивать нельзя. Вы чего, с ума сошли? Вы что, хотите ее на пол стелить? Она не для этого, она – костюмы шить! Как это можно сравнивать! Она ж в ярдах, а ковер в футах! Фу-ут!... Яа-а-ард!... Ну, и дальше, по тексту.
Где-то в 50-х в США практиковалась такая варварская процедура как лоботомия, когда признанным эмоционально неуравновешенными преступникам и психически больным перерезали хирургическим путем узел, соединяющий лобовые доли и остаток мозга. Прооперированные сразу становились тихими, спокойными и переставали задавать дурацкие вопросы. И вот мне интересно, учитывая что имперской мере весов учат в школе, когда мозг еще только формируется, не приводит ли это к тому, что все население страны вырастает своего рода лоботомированным, причем даже не с двумя непересекающимися разделами, а с кучей мелких отделений, куда можно засунуть, например, профессию, но нельзя целостную систему мира.
И этой теории есть некоторые подтверждения. Например, многих приезжающих в США из России, особенно на Среднем Западе или Северо-Востоке страны (Новая Англия) очень сильно поражает то, что кажется пуританским ханжеством. Кто с ним сталкивался – знает, а для тех, кто не в курсе, приведу в пример одно из произведений Герберта Уэлса (ну, да, британца, так ведь там тоже имперская система!), где два племени людоедов оправдывали войну друг против друга примерно так: «Они же людоеды! Как это можно терпеть?!!! Они друг друга едят! А вот мы – нет! У нас только «укоризна» (большая дубина, которой дают по башке провинившемуся) и «дары друга» (сам провинишийся, разделанный на бифштексы после применения укоризны).»
Как и в случае с футами и ярдами, просто использование другого названия предоствращает саму идею сравнения. Да, что так далеко ходить? Вот пример из более свежей истории. Представьте себе ситуацию: маленькая страна вторгается в еще меньшую страну, утверждая, что та всегда была ее территорией, и начинает убивать и разрушать. Большая страна вмешивается, дает по башке маленькой стране и останаваливает это безобразие.
Сейчас, кто-то из вас подумал об одном примере, кто-то о другом, а многие из тех, кто подумали о двух-трех, сейчас возмущены до глубины души и плюются в монитор. Да как же можно сравнивать???!!! Тут – ЭТА (круглые глаза, руки подняты к небу) большая страна, а тут – ТА (презрительно скривленные губы, оттопыренный мизинец указывающий куда-то в темный угол). Причем разные читатели подразумевают разные страны под «Эта» и «Та». Впрочем, нет, это-то – насчет того, что главная разница в том, какая страна – это как раз не говорится и даже, Боже упаси – не думается! Все правильные пацаны это должны сами понимать! Поскольку, это уже было бы сравнение. А как тут можно сравнивать? Ведь все названия совершенно другие! Тут «Справедливость». Там «Оккупация». Тут мы убрали «Тирана», а «те» покусились на «Законного Главу Правительства». И ваще, тут «Доблестные Разведчики», а там «Подлые Шпиёны». ЭТА!... ТА!... ЭТА!... ТА!... Фу-ут!... Яа-ард!...
После моего упоминания разведчиков и шпионов многие наверное вспомнили СССР и сейчас подпрыгивают от нетерпения оставить комментарий, что там было то же самое. Ни фи-га! В том-то и дело, что в СССР лоботомированной была только элита (за что, в частности, ее ненавидели и презирали, помните выступления Горбачева?), а мы внизу все прекрасно понимали и рассказывали на эти темы политические анекдоты. А тут при помощи футов, дюймов и миль все население растят в этом режиме, и знание того что в ярде ровно три фута принадлежит исключительно интеллектуальной элите. И именно поэтому бывший госсекретарь Кондолиза Райс может с серьезным лицом заявлять: «Россия – это государство, которое к сожалению использует методы, оно использовало всегда, когда оно хотело что-то сказать миру... и это утверждение о своей военной мощи. ЭТО НЕ ТО КАК ДЕЛАЮТСЯ ДЕЛА В 21-м ВЕКЕ.» М-м-м... А кто-то из больших шишек в Белом Доме даже сравнил это с вторжением в Афганистан. Правда, не уточнил ЧЬИМ вторжением. Опять же, правильные пацаны сами знают.
Но может быть именно в этом и есть смысл имперской системы мер и весов? Да, технически это усложняет жизнь, зато какие преимущества политические? Вы только подумайте, как выгодно иметь лоботомированное население. Например, им можно сегодя врать одно, а завтра другое, и все будет в порядке. То ж было вчера, а это сегодня! Да, как это можно сравнивать??? Вчера!... Сегодня!... Фу-ут!... Яа-ард!...
Кем легче управлять, теми кто думает, или теми, кто это не делает? Кому-нибудь неочевиден ответ? Помните, в постановке «Алисы в Стране Чудес» с Высоцким: «У нас же как? Все каждый день или играют в крокей, или смотрят. А если не играешь, или играешь, да задумаешься...»
А пример с бывшей госсекретаршей, наводит на еще одно удобное преимущество этой системы – лоботомированные политики. Позвольте привести еще один пример, на этот раз с родины оной системы – Европы. В 19 веке Франция вела колониальную войну в Алжире, и ее генерал... назовем его Х, вел себя там примерно как генерал Шерман в конфедеративных штатах во врема Гражданской Войны в США. То есть, убивал, грабил, насиловал и так далее. Разумеется, «все прогрессивное человечество» визжало и плевалось, а самым громким защитником гражданских прав и свобод алжирцев, разумеется, как всегда была Британия. Французы высказали удивление: «Парни, вы чего? Ваш генерал Ж делал все то же самое в Индии!» Британцы были возмущены до глубины души. «Да, как же это можно сравнивать??? Он это делал сто лет назад!!! Мы его давно за это осудили!» «Договорились,» - ответили французы, - «через сто лет мы своего тоже осудим.»
Обратили внимание, британским политикам даже в голову не пришел такой аргумент. И как вы думаете, могли бы они с честным видом негодовать и возмущаться, если бы у них в голове соединялось это вместе. Тут не то что возмущаться, тут им бы скромно в сторонке стоять и носком ботинка песочек ковырять. Может показаться, что это неудачный пример, поскольку французы нашли хороший аргумент против. Вот только логический аргумент – это вовсе не то, что играет роль в политике. Большинство населения, особенно большинство лоботомированного населения не очень сильно в логике, зато отлично ведется на эмоции. Если из двух людей в суде один возмущен, обижен, кричит, плачет, а другой спокоен как танк и просто прав, как вы думаете, на чьей стороне будет толпа и суд присяжных? Ага. Как же. Прав ты, неправ – кого это волнует? Не видишь, что ли, ОН (ОНА) – ПЛАЧЕТ! Ах, ты, мерзавец!
Ну, и как, могли бы британские политики столь искренне плакать о судьбе алжирцев, если бы хорошо понимали, что у самих рыло в пуху? Нет, конечно, есть политики экстра-класса, вроде организатора Второй Мировой Уинстона Черчилля, которые запросто справились бы с такой задачей, но где ж столько политиков экстра-класса найти? А среди лоботомированных – легко! И кто, вы думаете, в результате оказался там преступником, а кто белым и пушистым, Франция или Англия? Я не оправдываю Францию, но «белая и пушистая Англия»?... извините... Ну, не работают на этом уровне логические аргументы, а вопросы типа «Чья бы корова мычала?» воспринимаются исключительно как личные оскорбления с требованием доказать, что «ОНА» - именно «ЕГО» корова.
Так что может не случайно эту систему мер и весов называют «имперской»?
No comments:
Post a Comment