Недавно на одном из блогов я натолкнулся на размышления о школе. Вот, мол, многие жалуются, что школа не учит детей думать, а я, автор, не пойму, а как она может это сделать?
Это автор этой статьи так сказал, а я спрошу больше - а для того ли ее, школу, создавали? У большинства людей есть привычка мыслить о социальных явлениях в идеалистических терминах: школа - чтоб учить думать, правительство (особенно царь) - чтобы заботиться о народе, чиновники - чтобы честно работать за зарплату на нужды народа и Государя... Да, не спорю, очень хотелось бы, вот только... “зьисть-то он зьист, да кто ж ему даст?”
Вам когда-нибудь приходило в голову, что нынешняя школа и всеобщее среднее образование появились только с индустриальной эпохой, то есть, с СОЦИАЛИЗМОМ. Что в Британии, что в США, что в Западной Европе - Германии и Франции, что в России-СССР. Грамотность на уровне трех классов появилась пораньше, а полные десять лет только с социализмом, большими фабриками и сложными станками. Почему бы это?
А просто. Массовое производство, производящее тонны стандартизованной продукции, потребовало СТАНДАРТИЗОВАННОГО РАБОТНИКА. Более того, вырастить человека непросто, родители должны на это тратить огромное время. А массовое производство просто не могло позволить себе такие непроизводительные затраты. Я уже писал, что оттуда и равноправие женщин пошло. Мол, не фиг дома сидеть и детьми заниматься, никому твои образованные и воспитанные дети не нужны, ты, давай, дорогая, к станку, к станку... а детей твоих мы на другой фабрике доведем до кондиции. Не той кондиции, которую ты хочешь, а какую МЫ хотим. Чтоб тоже стоял у станка и не задавал глупых вопросов.
Нет, правда. До социализма все историю человечества дети росли как? Родился, подрос, а дальше работаешь бок о бок с отцом или матерью, учишься быть человеком. Кстати, это еще важнее чем думать, социализм, он же индустриальная эра, и это у нас украл. Если вы погружены в работу, школа ведь за вас ребенка не то что думать не научит, человеком не сделает. Не ее это работа.
Короче, огромные фабрики, производящие машины, станки, химию, текстиль, потребовали других фабрик, производящих сырье и оборудование для этих фабрик. В том числе, и стандартизованные человеческие приставки к этим самым станкам и машинам. Вот для чего нужно среднее образование, вот для чего создавалась средняя школа во всех индустриальных странах. Вот и оказалась каждая такая фабрика окруженной маленькими фабриками по производству человечков, для работы на этой фабрике.
Нигде целью средней школы не было “научить думать”. Скорее наоборот, стандартизованному работнику, солдату или, тем более!, потребителю думать категорически не положено. Как сказал Джордж Карлин “я - не очень хороший американец, я делаю эту глупость... как это называется?... Думаю!”
Так стоит ли удивляться, что школа не учит детей думать? НЕ ДЛЯ ТОГО ЕЕ СОЗДАВАЛИ!
А что же делать?
Ну, исторически движение в правильном направлении потихоньку все равно произойдет. Мы все больше уходим в экономику знаний, и даже местами в экономику открытий, в которых впервые появляется массовая потребность в более развитых людях. Силиконовые компьютеры все более и более вытесняют ограниченные углеродные приставки к машинам, а человек - существо адаптивное. Как с социализмом резко уменьшилось число рабочих мест для необразованных, и тут же стало меньше необразованных, так и с работами для ненаучившихся думать. Исчезнут работы, станет таких меньше. А за ними и общества, социальные устройства подтянутся. То есть одни подтянутся, другие просто вымрут как динозавры. Не очень большое утешение, если окажешься в таком обществе, ну, да, что поделать. Эволюция, в том числе и социальная, дама - серьезная, приспосабливайся или вымирай.
Но это все нескоро и к тому же опять лишь постольку, поскольку обществу нужно. А устроит вас уровень того, что обществу нужно, или вам все-таки хочется, чтобы ваш ребенок был повыше, поумнее? Один из моих друзей и очень умная женщина недавно пошутила: “В Америке вон спорят, когда эмбрион становится человеком - в три недели, в месяц, в три месяца... А с точки зрения еврейской мамы, эмбрион становится человеком, когда защищает кандидатскую диссертацию.” Вы знаете, я - не еврейская мама, но я с ней полностью согласен.
Секрет в том, что школа не для того и создавалась, а ребенком, если вы хотите, чтоб он встал на ноги, все равно надо заниматься самим родителям. Этого никто не отменял, и от этого никуда не сбежишь. То есть, отменить-то как раз общество это очень даже старается, загоняя вас на работу, так что если вы к ней, к работе, серьезно относитесь, то детей вы пару раз в неделю видите. Как-то надо этому сопротивляться, находить время для них. Да, фирма это вам попытается не позволить, но тут уж выбирать надо - или работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать. Если вам не наплевать на детей, на школу рассчитывать бесполезно.
Тяжело? Да, еще как тяжело. На собственном опыте знаю. И на времени потерянном для детей, ради работы - не всегда я такой мудрый был. Но надо.
Ладно, расписался... пока отпуск, надо заняться своим эмбрионом. К счастью, ему до человека уже немного осталось. Если все хорошо, в несколько лет управимся...
Ну, да, кросс-пост с персонального блога как обычно, на этот раз о воспитании детей и воспроизводстве общества.
No comments:
Post a Comment