На одном из финансовых сайтов я увидел комментарий в стиле «Китайцы, что, не понимали, что это не может продлжаться вечно? Они принимали доллары, зная что они бесполезны. Они просто финансировали потребителей. Это ж глупо! Ну, и идиоты!» Для справки, китайцы – отнюдь не идиоты. Идиот – автор этого комментария.
Как обычно, кросс-пост с персонального блога...
Тем не менее. И правда кажется странным, что огромная нация принимала по сути необеспеченную валюту в течении 20 лет. Так что же деется, а?
Да, с точки зрения монетарной философии идея продажи товаров за валюту страны, которая сама ничего не производит, выглядит немного странно. С точки зрения монетариста совершенно очевидно, что эта валюта рано или поздно потеряет ее ценность, и продажа за нее сильно смахивает на благотворительность. Так что, все-таки китайцы – идиоты? Не, а. Идиоты, как обычно, монетаристы.
Позвольте напомнить, что Россия и Китай – это два крупнейших обломка империи Чингиз-Хана, известного не только своей жестокостью, но и рядом очень прогрессивных идей, в частности, изобретением бумажных денег. Да-да, до этого бумажных денег не было. Так что сказать что Китай не знает, что такое бумажные деньги, мягко говоря самонадеянно. Они знают. Они их придумали. И, что еще более важно, они знают как их использовать. Позвольте пояснить.
К слову, если вы не в курсе, бумажные деньги действительно придумал вовсе не жуликоватый министр Франции в 18 веке (которого потом упорно ловили всей страной, пока он скрывался в Англии,... после чего его, впрочем, ловили уже в Англии..., но мы отвлеклись), а придумал первым бумажные деньги именно Чингиз-Хан.
Процедура были примерно такова. Завоевав значительную часть Евразии Чингиз-Хан (и его внук Бату) обложил всех данью, которую нужно было платить каждый год с удручающими последствиями в случае неплатежа. Одновременно, его войсковые части имели своего рода казначейские расписки, которыми те могли при необходимости расплачиваться за то, что не могли взять просто так.
И в общем, ничего необычного в этом не было бы. Случалось на завоеванных территориях сплошь и рядом. Разница в случае с Чингиз-Ханом состояла в том, что во-первых, расписки писались централизованно – в «казначействе», а не первым попавшимся офицером-десятником, а во-вторых, они были обязательны к приему сборщиками налогов – в счет дани. То есть ими можно было откупаться от мытарей.
Второй момент сделал их желаемым товаром и обеспечил их обращение на территории империи и обмен на товары и услуги. Что превратило их в полноценные бумажные деньги в современном смысле этого слова. В общем, уровень экономики может был и не на уровне, но для патента на изобретение вполне достаточно.
Итак, да, примерно 20 лет китайцы производили товары для почти всего мира и брали в оплату за это доллары. Собственно, до этого это делали их «братья меньшие» - японцы. Да, внешнеторговый баланс США против Китая (и Японии) выглядел, мягко говоря, грустно. И да, бесконечно это продолжаться не могло. И выглядит так, что и не продолжится. Означает ли это, что китайцы были неправы?
Отнюдь. Во-первых, давайте не забывать, что любая купля-продажа – это по сути все тот же древний бартер. Только на стороне одного из товаров – кусочки бумажки измазанные зеленой краской. Ну, или какой другой краской, если речь идет не о долларах. Это очень важно. Когда вы продаете что-то, вы не продаете это за абсолютное значение, вы просто продаете его за другой, пусть даже и условный товар.
Подумайте, если вы обменяли мешок картошки на, скажем, поддон свежих ягод или, еще хуже, некоторое количество парной рыбы, вы потеряли? И вы в курсе, что заморозить, что ягоды, что рыбу, означает потерять большую часть их ценности, а не заморозить и не продать в течении дня – означает потерять всю их ценность. Отнюдь. В большинстве случаев вы могли эту рыбу или ягоды сьесть, и ничего не потерять. Тут-то и лежит принципиальная проблема монетаристского взгляда на мир. Более древние цивилизации, на которые не действуют ядовитые для разума компоненты зеленой краски, отлично в курсе того, что рано или поздно, любой товар покупается для того, чтобы быть потребленным.
К слову, о монетаристах, доминирующих в финансовой сфере США с почти религиозным рвением, и долларе, воспринимаемом как самоценность, есть даже шутка. Как вы думаете, почему Федеральная Резервная Система, выпускающая американские доллары – это на самом деле система ЧАСТНЫХ банков? В смысле, почему это не делает государственный Центральный Банк, как в большинстве других стран? Все очень просто. Конституция США требует разделения Церкви и Государства!
Нет, правда, подумайте сами. Представьте себе, что вы купили рулон туалетной бумаги. И использовали его. Вы потеряли ценность туалетной бумаги? Отнюдь! Совсем наоборот. Вы ее получили. Наконец-то. Это все остальные потеряли ее ценность, продав ее вам. Это как раз то, что вам продали, правда?
Я уже упоминал, что китайцы изобрели бумажные деньги и знают как их использовать? За свои двадцатилетние усилия они купили тонны зеленой туалетной бумаги. И они ее использовали. Давайте взглянем, что Китай получил за то, что принимал к оплате продукцию издательства «Федеральная Резервная Система США»:
- Китай вырастил огромную промышленность в темпах сравнимых лишь с индустриализацией в СССР. Причем без лагерей и Беломорканалов.
- Китай обеспечил работой сотни миллионов людей.
- Китай смог повысить уровень жизни в своей стране.
- Китай получил технологии, которые в 70-х Запад мог передать ему только в страшном сне.
- Китай перевооружил армию и флот.
- Китай получил сильнейшие рычаги политического давления на сильнейшую страну в мире... причем без эквивалентных военных расходов.
И это неполный список. Ну, что, кто-нибудь еще считает китайцев глупыми? Скорее уж тех, кто выпускал доллары, хотя эти-то парни считают себя самыми умными... или там хитрыми. В общем, то, что в английском называется хорошим словом «smartass». Я бы перевел, но это еще менее политкорректно... да, вы и сами справитесь. В общем, не придумывайте. Внуки Чингиз-Хана знали что они делали.
К слову, даже теперь далеко не все эти деньги потеряны. Во-первых, есть еще возможность (пока доллар дефлирует) купить реальные активы в мире. Во-вторых, они по-прежнему могут быть использованы для политического давления. В-третьих, их можно использовать, чтобы обрушить американскую валюту в тот момент, когда ИМ выгодно, а не когда кто другой решит.
Кстати, насчет обрушивания, оно, конечно, произойдет. Но подумайте. Учитывая сколько других правительств бросится на опережение... Почему? Подумайте сами. Если доллар обрушится, американский экспорт станет конкурентоспособным, а всякий европейский-китайский-японский-индийский-гватемальский импорт в США – нет. Как говорят в Одессе, оно им нужно? Япония уже обьявила, что выпустит йен на порядка 500 миллиардов долларов по нынешнему курсу. А евро думаете куда денется? А как вы думаете, Китаю внешний курс юаня хоть на что-нибудь нужен?
А теперь подумайте. Когда все больше правительств мира с криком «Банзай!» бросает самолет своих национальных валют в пике, это еще большой вопрос, чей курс будет относительно высок.
Кстати, в России сейчас есть тенденция бегать кругами и кричать, что рубль потеряет свою стоимость. Вот только... подумайте, оно кому нужно? Российскому правительству после перестройки уже более менее все равно. Основной источник доходов – нефть и газ – деноминированы отнюдь не в рублях. Причем сильный рубль даже интереснее, поскольку так легче сделать его региональной валютой. Европе? Зачем? Как уже упоминалось, контракты на газ и нефть в долларах, а не в рублях. Америке? Зачем? Ей важнее курс доллара пониже держать.
Экономика очень странная наука. В ней, кто-то обычно должен быть серьезно заинтересован в событии, чтобы оно произошло. В общем, не слушайте идиотов. Нынешнее падение рубля – это не падение рубля, это временный рост доллара. Я не скажу, что падение рубля невозможно. Россия не раз делала невозможное. Думаю, еще не раз сделает. Я только говорю, что сейчас это НИКОМУ НЕ НУЖНО.
В общем, не теряйте духа. С Рождеством и Новым 2009-м Годом!
No comments:
Post a Comment