Сегодня мне под руку подвернулся последний Harvard Business Review со статьями о выживании и развитии бизнеса в плохие времена, и в одной из статей (см. ссылку внизу) я натолкнулся на интереснейшие данные о причинах остановки роста бизнеса на примере анализа компаний из списков Fortune 100 и Global 100. (...да-да, кросс-пост с персонального блога...)
Итак, некоторые интересные выводы:
- Если рост бизнеса останавливается, это происходит резко – один годеще все хорошо (а то и совсем хорошо), следующий год уже серьезно плохо, причем как минимум на несколько лет.
- Только 13% случаев происходит по внешним причинам вне контроля менеджмента как экономический кризис, геополитические изменения, или действия законодателей (включая антитрастовские)
- 87% (!!!) по вине менеджмента, включая:
- 23% “Premium-position captivity”, то есть попросту жирные коты захватили ведущую компанию и внушили себе, что халява будет вечной, после чего фирму обошли по флангам мелкие начинающие конкуренты, а то и просто бизнес начал разваливаться.
- 13% - неспособность управлять инновацией, либо в форме недостаточного финансирования, неправильной структуры менеджмента, задержек с созданием новых продуктов (опять, жирные коты сели на бочку, а сделать ничего не смогли), конфликта с исходным бизнесом, либо даже чересчур сильного увлечения инновацией с потерей фокуса.
- 10% - преждевременный уход из своего основного бизнеса.
- Вообще, остановка роста явление досточно всеобщее – из анализируемых компаний только 13% не испытало временной остановки роста бизнеса между 1955 и 2006 годами. Однако из тех, кто его испытали, 54% не смогло восстановить свой рост за 10 лет, и среди них 67% затем разорилось или было куплено другими компаниями.
- То есть ТРЕТЬ (0.87*0.54*0.67 = .3147 = 31.47%) компаний, которые испытали остановку роста, затем по сути вышла из бизнеса. И это не кто попало, это Fortune 100 и Global 100!
- Причем чем больше времени нет роста, тем меньше шансы на спасение. Причем, резко меньше. Из тех, кто «застрял» на десять лет 67% вышло из бизнеса и еще 26% так никогда и не оправились.
- И, наконец, цитата ради которой я и начал писать эту статью:
Что намертво останавливает рост бизнеса, это не просто нехватка таланта, а отсутствие требуемых способностей, наиболее заметно на уровне высшего менеджмента.
Вот так вот! Не просто талантов не хватает, а тех, кто вообще способен что-то нужное делать! Как, помните, в «Обыкновенном чуде»? «Конечно, это он делает плохо, но мы-то и так не умеем!» На ум тут же приходит Айн Ренд с ее теорией атлантов и пиявок.
А теперь обьясню при чем тут воздушные пробки, и заодно вернусь к любимой теме корпоративных паразитов. Нередко в трубах водоснабжения, отопления, канализации образуются воздушные пробки. И без них вода (или что там в этих трубах должно быть) текло бы без проблем, а тут им надо вытеснить воздух из колена, что не получается. В этом случае воздух как бы является помехой, паразитом, мешающим выполнению функции трубы.
Собственно, в обобщенном виде явление еще более широко распространенное. Такие «зоны отрицательной энергии» случаются сплошь и рядом. P-N-P переход в транзисторах – это классический пример. Припаркованная на неровной поверхности машина, упирающаяся колесами в поребрик – другой пример. Но это – хорошие примеры. А есть и плохие. Вот один такой и рассмотрим.
Начнем с того, как же случается, что на верхнем уровне не могут найти никого вообще способного хоть как-то делать работу? Неужели во всей компании не могут? Это как же они ухитрились так много идиотов набрать и ни одного умного человека на всю фирму? А секрет в том, что не на всю фирму, а только на верхний слой, из которого только и рассматривают кандидатов. Нет, правда, взгляните на ныненего президента страны – вы действительно можете поверить, что никого лучше во всей Америке не нашлось? В Америке полно умных, образованных и вполне нормальных людей, просто структура выдвижения такова, что они туда не попали. Ну, структуру выборов президента США мы оставим на другой раз, а пока рассмотрим структуру выдвижения на позиции высшего менеджмента.
Попасть на такие позиции можно в общем только двумя способами – придти из другой компании с аналогичной позиции, либо вырасти в своей компании. Первый путь создал своего рода американскую «номенклатуру», пересаживающейся из одного кресла в другое из года в год и разваливая один бизнес за другим. Но и они как-то туда попали в первый раз. Ах, да, есть еще путь (1а), оказаться старым приятелем или членом семьи кого-то, кто уже в высшем менеджменте, что тоже не является особо квалифицирующим признаком. Так что этот путь мы тоже рассматривать пока не будем, а сконцентрируемся на втором – карьерном росте.
Представьте себе рост из рядового работника в президента компании как трубу из позиций последовательного роста. И представим себе, что это какая-то удивительая необычная корпорация, где талантливых людей с большим вкладом в успех команды продвигают, поскольку иначе вообще о чем говорить. А теперь представьте себе, что какой-то фрагмент этой трубы захвачен корпоративным паразитом. Одним единственым. Что произойдет?
Во-первых, достаточно быстро он создаст под собой слой поддерживающих его паразитов, так что слой тут же станет двойным. После чего, этот двойной слой паразитов станет работать в точности как p-n-p переход в транзисторе или, там, воздушная пробка в канализации. Менеджмент не видит людей на три уровня вниз, с этим ничего не поделать, поскольку это не недостаток менеджера, а нормальная ограниченность человеческих способностей. Плюс двойной слой паразитов позволяет отражать информацию снизу и создавать транслируемую наверх «виртуальную реальность» (см. мой пост про AIM). Поэтому двойной слой паразитов полностью отрывает высший менеджмент от уровня исполнителей. В результате талантливый и лояльный фирме работник, который до этого уровня поднимался наверх, потому что он делал то, что нужно и полезно фирме, окажется в «зоне отрицательной энергии», где то, что его поднимало, изменит полярность и начнет ему мешать. А то, что поднимает в этой среде других у него нет и никогда не было.
Теперь, на уровне над паразитом начинают искать таланты, и где они их могут взять??? Тут трубы продувать надо, а то даже тех, кто хоть как-то работу могут делать не будет. Но в случае с канализацией продувка труб создает очень много вони. В случае с менеджментом – тоже.
Насколько часто это случается, вы можете спросить? Ну, похоже что достаточно часто, если Harvard Business Review выносит в вырезку эту фразу (повторюсь):
Что намертво останавливает рост бизнеса, это не просто нехватка таланта, а отсутствие требуемых способностей, наиболее заметно на уровне высшего менеджмента.
When Growth Stall by Matthew S. Olson, Derek van Bever, and Seth Verry – Harvard Business Review OnPoint, Fall 2008, p.32-46
No comments:
Post a Comment